0
4896
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2023 16:59:00

«Неизведанные моря» на фестивале Башмета

Зимний фестиваль искусств в Сочи завершился индийскими танцами, китайской музыкой и спектаклем с Хабенским


Фото пресс-службы фестиваля

Фестиваль Юрия Башмета в Сочи, ежегодно объединяющий в своей программе концерты, спектакли, перформансы, каждый раз предлагает слушателю широкий выбор событий. Основной «пик» приходится на вторую половину этого насыщенного марафона – в заключительные дни фестиваля в городе-курорте в самом деле становится жарко. В этом году эта, можно сказать, традиция не изменилась. Индийские танцы, два спектакля по Пушкину и один для детей, мировая премьера современного композитора, звучание уникальных китайских инструментов – Зимний фестиваль искусств в Сочи завершился весьма насыщенно.

Неизгладимое впечатление произвел танцевальный спектакль Адити Мангалдас – «Неизведанные моря». На сцене Зимнего театра вместе со своей труппой хореограф представила метафорическую историю о странствиях, поиске своего пути. Мангалдас уже много лет исследует классический индийский танец «катхак»: его выразительные движения складывались в последовательную ритмическую танцевальную партитуру, состоящую из четких действий-телодвижений. Под монотонный минималистский аккомпанемент индийской музыки, звучащей как под фонограмму, так и в живом исполнении (на сцене располагался ансамбль музыкантов с фольклорными инструментами), танцовщики погружали самый настоящий ритуал. Атмосферу усиливало также необычное световое решение, ставшее неотъемлемой частью спектакля, и колоритные костюмы участников действа.

Сразу две театральных постановки, созданных на бессметные творения Пушкина, украсили программу Зимнего фестиваля искусств. Первый – спектакль «Метель» по одной из «Повестей Белкина» – привез Малый театр. Режиссер Алексей Дубровский показал строго классическое прочтение пушкинского текста, самую что ни на есть традиционную в хорошем смысле версию. Актеры (Василий Бочкарев, Игорь Петренко, Мари Марк и Константин Юдаев) убедительно рассказывали историю Марьи Гавриловны и Бурмина в диалоге с музыкой. Речь героев сопровождали фрагменты из сюиты Свиридова «Метель», которые исполнял Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Николая Цинмана. Другое же обращение к Пушкину предложила режиссер Марина Брусникина в коллаборации с тем же Юношеским оркестром. На сцене Зимнего театра выступили актеры Евгений Миронов и Елизавета Боярская, которые фактически зачитывали пушкинский роман в стихах, примеряя по очереди роль рассказчика. «Здесь мысли Пушкина о своем возрасте, смерти, любви, очень много юмора», — считает Миронов, бессменный участник проектов Юрия Башмета. Вопреки всем ожиданиям, в спектакле опера «Евгений Онегин» Чайковского прозвучала лишь эпизодически (режиссер выбрала лишь сцену письма Татьяны): монологи актеров чередовались с музыкой Рахманинова, Хачатуряна, Мусоргского, Свиридова, знаменитого «Адажио» из «Щелкунчика» Чайковского.

Спектакль «Маленький принц» Виктора Крамера, ставший визитной карточкой Зимнего фестиваля искусств в Сочи, в этом году впервые был показан не на открытии, а по техническим причинам в заключительный день. Таким образом любимец публики, актер Константин Хабенский закрывал программу на пронзительной философской ноте, перевоплощаясь то в Принца, то в Розу, то в Летчика. Музыка Кузьмы Бодрова, включающая в себя цитаты из Брамса и Малера, как и прежде, была не просто выразительным фоном действия, а словно комментировала реплики актера, а сольный голос альта в исполнении маэстро Башмета словно оставлял некое послесловие. Еще один проект Константина Хабенского на Зимнем фестивале искусств в Сочи был реализован впервые в этом году. В рамках «детского дня» творческое актерское объединение «Оперение» показали рэп-спектакль «Соня-9» для детей. Впрочем, темы, которые там затрагивались, были адресованы, скорее подростковой аудитории: первая любовь, проблемы с родителями, мысли о суициде, размышление о бесполезности школьных предметов и т.д. Юные артисты зачитывали рэп-монологи, пели, играли на инструментах, изображали нечто вроде стендапа, явно получая удовольствия от такого самовыражения.

Закрытие Зимнего фестиваля искусств стало неким итогом всех музыкально-театральных событий, длившихся почти две недели. Неизменным также осталось также исполнение мировой премьеры одного из современных композиторов: Всероссийский юношеский симфонический оркестр может уже по праву назваться знатоками авангардных партитур. В этом году сочинцы услышали пьесу молодого осетинского композитора Эльсаны Габараевой, ставшей победительницей в конкурсе-акции Российского концертного агентства. В пьесе с поэтичным символистским названием «Осень моей весны» обращала на себя внимание колористическая оркестровка в духе импрессионизма, особенно, в крайних частях, которые ассоциировались со звучанием колыбельной; средний эпизод композитор построила на фольклорной танцевальной теме, явно отдавая дань уважения своим корням. Еще одним колоритным номером концерта стало выступление китайских музыкантов Люн Ка Лока и Квок Чун Хея, которые продемонстрировали свое искусство игры на традиционных народных инструментах пипы (нечто вроде лютни) и дизы (напоминает флейту-пикколо) в пьесе молодого композитора Чжии Вана. Поклонников не столь экзотической музыки на закрытии фестиваля порадовал виолончелист Александр Рамм – его интерпретация «Вариации на тему рококо» Чайковского сочетала в себе концертную виртуозность и певучую кантилену. А настоящим ударным аккордом стало выступление неизменного хедлайнера проектов Юрия Башмета – Дениса Мацуева. Пианист без труда справился с Первым фортепианным концертом Чайковского, а затем вместе с маэстро в четыре руки немного пошалил – выдал зажигательные импровизации на тему песни «Подмосковные вечера».


Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1155
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
933
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
864
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
587

Другие новости