0
8766
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2023 18:00:00

"Кармен" закончилась поцелуем

Премьера новой постановки оперы Бизе прошла в Нижнем Новгороде

Тэги: нижний новгород, театра, премьера, опера кармен, елизавета мороз


нижний новгород, театра, премьера, опера кармен, елизавета мороз Наталья Ляскова и Иван Гынгазов исполнили главные роли. Фото Ирины Гладунко предоставлено пресс-службой театра

В Нижегородском театре оперы и балета прошла премьера оперы Бизе «Кармен». Это дебют на Большой сцене режиссера Елизаветы Мороз, которая в этой постановке призналась в безграничной любви к театру.

Елизавета Мороз, выпускница мастерской Андрейса Жагарса в ГИТИСе, восемь лет работала штатным режиссером Большого театра, участвовала в постановках экспериментальных спектаклей малых форм (один из последних – на Дягилевском фестивале в Перми) и вот наконец расправила крылья и выпустила свой первый большой спектакль. Алексей Трифонов, худрук Нижегородского оперного театра, доверил ей «Кармен» – одну из самых популярных и, разумеется, коварных (одно с другим практически всегда идет рука об руку) партитур. Вырвавшись на свободу, Мороз поет оду Театру, объявляя его территорией безграничной свободы. В финале первого акта артисты вслед за призывом Кармен складывают из табличек слово Liberte, которое легким движением руки превращается в Theatre – вот девиз этого режиссерского решения «Кармен». Не претендуя на оригинальность, ведь прием театра в театре совсем не новость, Мороз тем не менее делает своеобразный, свежий и даже легкий спектакль, не лишенный, впрочем, страсти.

Режиссер выходит на поклоны в образе, схожем с Кармен, и тем самым, возможно, выводит на сцену себя. Кармен здесь – заводила любительской труппы, народного театра, где своими силами ставят оперу Бизе. Она – двигатель этой безумной, но в конце концов реализуемой затеи, способная поднять сонную массовку и так завести неопытного «артиста», который и роли толком не знает (благо есть суфлер), что тот к финалу из неуверенного мямли превращается в безбашенного мачо, которого, повиснув у него на руках, не в силах удержать два огромных крыла хора. Она, высокая блондинка в черном бархате – не то Вера Холодная, не то Рената Литвинова, – отдается своей роли, режиссерской и актерской, сполна. Иногда с холодным носом, не забывая подправить мизансцену, когда в музыке бушует ураган, иногда – увлекаясь, отдаваясь и даже открывая личное. Не профессиональное. Так, выставив Хозе шаблонную позу, она уходит вглубь сцены и пластикой создает образ одинокой, тоскующей по любви женщины. И это, конечно, артистка – не роль, ведь героиня ровно в тот момент получает одно из самых искренних любовных признаний в истории мировой оперы. Профессионал, она моментально «выключается»: очаровав партнера, она, лишь закончилась сцена, бросается в объятия другого. И так далее. Наталья Ляскова, сыгравшая Кармен у Константина Богомолова, здесь чудо как хороша – и актерски, и вокально. С партией Микаэлы дебютировала в качестве солистки Нижегородской оперы Венера Гимадиева. Вместе с Лясковой они составили отличный дуэт антиподов – не только по образу, но и по тембру голоса: насыщенный, драматический у Кармен и мягкий у Микаэлы.

Любопытно, что Мороз стягивает двух героинь: среди пестроты массовки, как и Кармен, Микаэла – в черном, а дальше и Хозе сменит хаки военной формы на серо-черное. Хозе в премьерном спектакле пел солист «Геликон-оперы» Иван Гынгазов, новая теноровая звезда, покоряющая, иногда в ущерб музыкальности, все каверзные партии. Но как раз здесь певец (возможно, под воздействием дирижера) оказался на удивление лиричен. Эту троицу оттенила фигура Эскамильо (Гарри Агаджанян), здесь – брутального торреро, который, выдергивая из пиджака, одаривает восхищенных девушек ленточкой, а Кармен – щедро – сотней.

По сюжету постановки, Микаэла и Хозе – новички: стеснительная пара, оба в кругленьких очках, вводятся в спектакль и еще не освоились. Она теребит платье, он забывает текст и все время обращается к клавиру и суфлеру, но к финалу стараниями Кармен (и, думается, Бизе) оба уже отдадутся Театру, не в силах избавиться от власти сцены. И вот эта фатальная страсть – еще одна краска в режиссерском решении: Кармен-героиня отдается власти рока, принимает смерть, которые карты (и Проспер Мериме) ей предпослали. Это очень здорово показано в сцене гадания, когда Кармен многократно отбрасывает, а ассистент методично вкладывает ей в ладонь ту самую карту. И музыка уже идет дальше, а она все пытается переиграть судьбу – неудачно.

Визуально спектакль раскрывается к финалу. На сцене – железные конструкции в несколько ярусов, за которыми угадываются контуры бычьих голов. Освещение в снятом для репетиций ангаре составляют обычные лампы в несколько рядов. Александр Романов, художник по свету, создает приглушенную и вместе с тем уютную атмосферу репетиционного зала. Но в четвертом действии сценографическая интрига наконец раскрывается, и декорации выстраиваются в роскошную арку арены, украшенную с двух сторон огромными фигурами быков, сияющее золото которых так удачно гармонирует с блистательным музыкальным антрактом. А пальто хора, выстроенного в подвижную линию, в какой-то момент превращаются в боевой плащ Тореодора, красный с лица и желтый с изнанки. За сценографию в постановке отвечал Денис Шибанов, известный прежде всего своими работами в кино: в частности, он был художником-постановщиком нашумевшего проекта Ильи Хржановского «Дау». А за бессчетное множество костюмов (кажется, это львиная доля бюджета спектакля) отвечали Ольга и Елена Бекрицкие, известные фантасмагорическими образами в постановках театра «Трикстер», одна из которых есть в репертуаре Нижегородского театра («Орфей и Эвридика» Глюка). Тут сестры отступили от этой черты своего стиля, создав галерею образов примерно вековой давности.

Яма театра, очевидно, не вмещает свободно оркестр, поэтому ударная группа и отдельные медные вынесены в ложу, так что в начале увертюры баланс хромал. Но Дмитрий Синьковский – дирижер, выросший и сделавший имя на барочном репертуаре (как постановщик он работал, например, даже в Цюрихе), – быстро это исправил. «Кармен» у него идет легко, в чем-то даже бравурно, предвосхищая, возможно, финал, где последняя трагедийная нота сменяется веселым смехом Кармен и Хозе, которые тут же в восторге от сценического переживания сливаются в поцелуе. 

Нижний Новгород – Москва


Читайте также


"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

Дарья Михельсон

В театре "Современник" поставили спектакль по мотивам книги "Дневник Анны Франк"

0
2127
Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
4700
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
4446
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
4065

Другие новости