0
5251
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2023 19:01:00

Не завела ли Ада в ад

Российская премьера оперы Яниса Кириакидеса об изобретательнице искусственного интеллекта в "ГЭС-2"

Тэги: российская премьера, опера, янис кириакидес, спросите аду, искусственный интеллект, гэс 2, арина зверева


российская премьера, опера, янис кириакидес, спросите аду, искусственный интеллект, гэс 2, арина зверева Звучание шарманки как отзвук эпохи самой героини – и как образ программы, которая устроена наподобие системы перфокарт. Фото пресс-службы «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2» представил российскую премьеру оперы Яниса Кириакидеса «Спросите Аду». Художник, который синтезирует музыку и медиа, задается вопросом: может ли искусственный интеллект, изменяя жизнь человека, измениться сам?

Музыкальная программа, которую выстраивает куратор Дмитрий Ренанский, и рафинирована, и бескомпромиссна. С акцентом на актуальную новую музыку, она тем не менее практически всегда предлагает ракурс, чем, безусловно, отражает «ГЭС-2» как институцию, которая не отражает, но формирует культуру. Премьера Мессы Алексея Сысоева идет в паре с хоровой средневековой музыкой, а его пьеса «Тысяча зим» (тоже мировая премьера) – с его же фильмом (композитор снимает на редкий формат пленки), бетховенский квартет ор. 131 – с сочинением петербургского композитора Анатолия Королева «Стихи о Страшном суде» для голоса и квартета, где певица в череде бесчисленных повторений куплетов, постепенно изменяя манеру пения (с квазинародной, открытой, на академическую), отдает тему Стиха струнному квартету. Здесь впервые представили пьесы Владимира Горлинского «После» (о связи музыки и архитектуры), а Рахманинова играли на рояле, который старше самого композитора.

Мультимедийные проекты заложены в ДНК «ГЭС-2», поэтому опера композитора Яниса Кириакидеса «Спросите Аду», киприота по происхождению и голландца по месту обитания и работы, органично вписалась и в программу, и в пространство Дома культуры. Заглавная героиня – Ада Лавлейс, дочь лорда Байрона и первый в истории программист. Математик, в середине XIX века она разработала первую в мире последовательность чисел, на основе которой в XX веке создадут первую компьютерную программу.

Композитор выводит музыкальную ткань – как и предполагала Ада, считавшая, что сфера применения числового кода выходит за рамки математики – из ее собственного кода. Музыканты Московского ансамбля современной музыки, ведомые дирижером Федором Ледневым (партитура для фортепиано, арфы, ударных, виолончели, синтезатора и живой электроники), периодически крутят ручку трех шарманок, оживляя причудливую и милую мелодию – в разных трансформациях, образных и структурных, она и составляет партитуру сочинения. Точнее, музыкальную ее часть, поскольку есть и визуальная, выраженная через объекты и текст на видеоэкране. Жанр своей пьесы Кириакидес обозначает как «музыкальный театр для голоса, ансамбля и мультимедиа».

Что касается формы, то и она формально выводится из кода – в нем 36 элементов, столько же разделов в опере. Драматургия же основывается на двух темах: письма Ады «дорогому Бэббиджу» (математик, увлекший коллегу идеей создать вычислительную машину) и стихотворения Байрона «Fare thee Well» («Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай». Эти строки, кстати говоря, выбрал Пушкин в качестве эпиграфа к последней главе «Евгения Онегина»). Фрагменты писем сопрано Арина Зверева исполняет соло, поэзию – с включением электроники, преобразовывающей ее голос в несколько разных, в том числе детский.

Линейного повествования в тексте не так много, скорее это чувственное осмысление героиней событий ее жизни – страхов, надежд, сожалений, чаяний – и даже смерти. Одна из нитей – внутренний диалог с отцом, которого Ада никогда не видела (поэт отправил супругу к ее родителям, когда девочке было несколько недель от роду). Выделяются здесь рассуждения о том, что может принести ее изобретение человечеству. Для автора оперы это, очевидно, и было целью: подумать о сегодняшней цифровой эпохе и негативных последствиях укоренения машины в жизни человека. В финале композитор обнаруживает в себе романтика, задаваясь вопросом, не обретет ли машина способность чувствовать, и даже более: «Искусственная человечность становится более человечной, чем мы», – утверждает Кириакидес. Как так? Спросите Аду. 


Читайте также


Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Елена Герасимова

Почти половина слушателей вузовских курсов активно использует ИИ

0
1463
Израиль намерен воевать на дальних подступах

Израиль намерен воевать на дальних подступах

Игорь Субботин

Перемены в Вашингтоне позволяют Нетаньяху расширить армейские операции

0
3480
 КОНЦЕРТ  А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

КОНЦЕРТ А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

0
3708
Оммаж Образцовой

Оммаж Образцовой

Александр Матусевич

Тайны Большого театра, соперничество оперных прим и судьбоносные вехи

0
9553

Другие новости