Фото Веры Журавлёвой / Пресс-службой ГАСО России им. Е. Светланова.
За пультом Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Светланова стоял младший сын династии Юровских — Дмитрий Юровский.
В книгах, интервью и со сцены Михаил Владимирович Юровский умел беседовать о музыке с той же спокойной ясностью, точностью и выразительностью, с какой сама музыка в его исполнении говорила со слушателями.
«В каждой рассыпанной груде камней (гениальные композиторы) могли находить смысловые профили и стройные абрисы идей, характеров и всевозможных ассоциаций... А ноты и есть те камни, рисунок музыки из которых складывает для нас композитор. Естественно, у каждого композитора рисунок — свой, уникальный, но важно, чтобы и мы, дирижеры, его увидели... В этом и есть суть нашего исполнительского дела. Если нет рисунка, то такое исполнение музыки — не более чем публичное чтение с листа или банальная репродукция». - Эта цитата одного из интервью маэстро, пожалуй, служит самым лучшим примером его истинного рыцарского служения дирижёрской профессии и любимому делу, которое сегодня так успешно продолжают его сыновья в разных уголках мира.
А вот как комментирует программу концерта Дмитрий Юровский: «Любое из музыкальных произведений, которое мы исполняем в нашем концерте, практически имеет отношение к творческой судьбе моего отца. И неслучайно их соседство происходит в этом вечере памяти. «Остров мертвых» Рахманинова, на мой взгляд, удачно дополняет музыка Виолончельного концерта Сэмюэля Барбера. С виолончелистом Александром Раммом, который солирует в этом произведении, нас связывают тесные творческие и человеческие взаимоотношения. Первая симфония Малера подводит итог программе и заставляет задуматься о пройденном жизненном пути моего отца».
Сумрачный колорит «Острова мёртвых» Сергея Рахманинова контрастировал с прозвучавшим затем Виолончельным концертом Сэмюэля Барбера. Картина швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина произвела неизгладимое впечатление на Сергея Рахманинова, находившегося в 1906 году с семьей в Дрездене. Одинокая лодка медленно приближается к угрюмому острову, окруженному величественными скалами и гигантскими кипарисами — приюту уединения, месту вечного покоя, где нет места ни печалям, ни радостям земным. Мерно покачивающаяся водная гладь символизирует в звучании струнных мятежную пучину моря. Госоркестр под управлением Дмитрия Юровского звучал очень наполненно и выразительно. В одном из эпизодов поэмы на фоне зловещего тремоло скрипок интонировалось начало секвенции Dies irae как напоминание о неизбежной смерти и Страшном Суде.
Созданный в 1945 году Виолончельный концерт американского композитора Сэмюэля Барбера принадлежит к числу лучших образцов виолончельной литературы прошлого века. Он был написан, спустя два года после кончины Рахманинова, по заказу Бостонского симфонического оркестра и Сергея Кусевицкого специально для тифлисской виолончелистки Раи Гарбузовой. Она имела невероятный концертный успех в мире и даже выступала в одном ансамбле с Натаном Мильштейном и Владимиром Горовицем. Покинув Россию в конце 1920-х, Гарбузова много гастролировала по Европе и затем эмигрировала в США.
Музыкальный материал Виолончельного концерта Барбера оригинален. В нем композитор соединил свой авторский стиль письма с позднеромантическими традициями, рафинированным неоклассицизмом и американским джазом. Концерт действительно очень сложный и требует от исполнителя колоссальной виртуозной техники. В репертуаре молодого российского виолончелиста, лауреата международных конкурсов Александра Рамма он занимает особое место. Перед московским выступлением Александр сыграл это сочинение в Костроме.
Александр Рамм: «Эта партитура наиболее ярко отражает экспрессивный дух времени. Я вообще люблю творчество Барбера. Наряду с Виолончельным концертом играю одну из ранних его сонат —такая компактная и очень самобытная музыка. Виолончельный концерт хотел сыграть уже давно. Ещё в юности у меня был диск с записью концерта Барбера известного китайского виолончелиста Йо-Йо Ма. Буквально с первых аккордов меня так заразила эта гениальная музыка, полная кинематографичности, каких-то вестерновских ощущений, когда перед глазами возникают пейзажи прерий, и стремительно проносятся образы ковбоев. Удивительный ритм пронизывает вторую и третью части. Барбер так интересно и витиевато сгруппировал ритмические группы инструментальных ансамблей, в том числе в финале такие свингованные акценты, что еще раз подчеркивает национальные истоки этой музыки. В любом случае, она очень удобна для восприятия, хотя по форме возникало немало вопросов, поэтому мы репетировали и обсуждали детали с Дмитрием Юровским. Я очень надеюсь, что эта музыка чаще будет звучать в концертах и присутствовать в репертуаре виолончелистов. Она непременно найдет еще виртуозных виолончелистов, чтобы иметь такой же успех, как, например, Виолончельный концерт Элгара, который изначально мало кому приглянулся. Если обратиться сейчас к архиву в YouTube, то невозможно найти ни одного из ныне живущих крупных артистов — европейцев и наших виолончелистов, которые бы играли Концерт Барбера. Исполняют его лишь маститые и юные американские виолончелисты. Важно, чтобы это произведение стало достоянием всего мира. Я очень благодарен Госоркестру и лично Дмитрию Юровскому за выбор и возможность сыграть вместе с ними это произведение Барбера».
Музыкальный вечер завершила Первая симфония Густава Малера «Титан», которую Михаил Юровский очень любил включать в программы своих концертов. Название симфонии Малер заимствовал из одноименного романа французского писателя Жан Поля. Хотя впоследствии композитор снял подзаголовок и саму программу, полагая, что они недостаточно точно характеризуют произведение и вводят в заблуждение публику. Пасторальная идиллия и безмятежность, мрачный гротеск и драматическая коллизия пронизывают практически всю музыкальную ткань малеровской партитуры. Дмитрию Юровскому удалось мастерски передать все эти грани настроений в экспрессивной игре оркестра, подчиненного неукротимой дирижерской воле и властному жесту.
Маэстро Михаил Юровский остался бы очень доволен таким нетривиальным выбором программы. Ведь у его сыновей такой же безупречный и оригинальный вкус к составлению концертов, умение концептуально преподнести их слушателям и довериться этому музыкальному процессу.