0
9836
Газета Культура Интернет-версия

31.07.2023 18:15:00

Союз театральных деятелей намерен реформировать «Золотую маску»

В проекте нового положения – сокращение опасных номинаций, цензура и легализация доносов

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Александровна Гайкович – заведующая отделом культуры «НГ».

Тэги: театр, золотая маска, премия, конкурс, общество, политика, власть

КАРТ-БЛАНШ

театр, золотая маска, премия, конкурс, общество, политика, власть Фото агентства городских новостей "Москва"

Союз театральных деятелей (СТД) разрабатывает новое положение о национальной театральной премии и фестивале «Золотая маска». Проект документа есть в распоряжении «НГ». Утверждение нового положения планируется осенью, и если оно будет принято в нынешнем виде, это изменит основной принцип «Золотой маски», а именно независимость экспертного мнения, а также сузит само театральное поле.

Коррективы, которые введены в положение, касаются двух вещей – сокращения номинаций и контроля работы экспертного совета, который СТД берет на себя – с поправкой, что все решения будут согласовываться с Министерством культуры или, как минимум, что министерство будет оповещаться о каждом шаге, предпринимаемом союзом.

Что касается первого пункта, то формально это сокращение раздутого списка номинантов: снимается деление на большую и малую формы в драме, современный танец, эксперимент, художник по свету, драматург и композитор. То есть путь, которые проделал театр за последние годы, обнуляется. «Золотая маска» – единственная премия, охватывающая весь российский театр, отражение этого пути, и надо понимать, что все возникшие номинации лишь отражали тенденции, в нем появляющиеся. Вместе с этим нельзя не отметить, что именно обозначенные номинации были наиболее уязвимы с точки зрения расколовшегося профессионального сообщества и с общественно-политической также. Достаточно вспомнить лауреатов в номинации «драматургия»: Светлана Петрийчук находится в СИЗО – угрозу терроризма нашли в пьесе-лауреате «Финист ясный сокол», на Михаила Дурненкова заведено административное дело о дискредитации Российской армии. СТД словно хочет дистанцироваться от этих скандальных процессов. То же и композиторская номинация: в лауреаты чаще попадают те, кто пишет в авангардной манере, нелюбой иным участникам театрально-музыкального процесса. Современный танец, эксперимент – чистое поле для самовыражения, причем чаще всего на площадках частных компаний. Сегодня неконтролируемое высказывание опасно. На государственные театры можно повлиять, есть рычаги давления: обращение в прокуратуру или, для начала, через публикации в Telegram-каналах. Случайный пример: дважды был атакован пермский «Театр-Театр». Сначала обструкции была подвергнута грядущая премьера спектакля «Сердце Пармы» с музыкой Александра Маноцкова (кстати, номинанта «Золотой маски»), высказавшего антивоенную позицию, затем – планы пригласить для постановки опального режиссера Иосифа Райхельгауза (см. «НГ» от 17.10.22).

Отменив номинации драматурга, композитора, СТД словно отрицает их роль в современном театральном процессе. Это относится и к художникам по свету, номинация которых тоже попала под нож. Но в чем можно уличить специалистов, чья работа сейчас нередко становится формо- и смыслообразующей, непонятно. Как и исключительные по силе, содержанию, эмоции спектакли, рассчитанные на малую аудиторию, особенно в провинциальных театрах малых городов, которые в редких случаях могут конкурировать с блокбастерами крупных институций. Ведь в том числе для поддержки театров в Лысьве, Шарыпове, Лесосибирске – то есть городах, городках, которые на федеральном уровне знамениты именно крохотными театрами, – и создавалась эта номинация. Впрочем, и зачастую именно в нее попадают спектакли по современной «опасной» драматургии. На малую сцену выносятся проблемы общества, которые пока не способна перемолоть большая.

«Золотую маску» упрекали в поддержке экстремального по средствам выразительности. А в случае удовлетворения судом дела о спектакле и пьесе «Финист ясный сокол» (хочется верить, что новая экспертиза положит конец этому разбирательству) – могут упрекнуть и в потворстве терроризму. Упрекали в том, что «Маска» отказывала русскому психологическому театру, отдавая предпочтения спектаклям и художникам, его разрушающим. Этот разговор, даже дискуссия, с переменным успехом идет давно. Корень зла здесь видится в работе экспертов – именно они ведут первичный отбор спектаклей, по мнению цензоров, сообразно своим вкусам. И в работе дирекции, которая формирует «однобокий» экспертный совет, приглашая одних и тех же специалистов. Замечания были учтены: списки экспертов утверждались в СТД, ротация была стопроцентная, сотрудники театров до экспертизы не допускались. Но, как говорится, воз и ныне там: Малый театр или другие, крепко работающие в традиционной манере, даже с работами-откровениями отдельных артистов, в номинации не попадают. Плюс возникает много других нюансов, разбору которых можно посвятить не одну газетную полосу. Так, в номинации «оперетта/мюзикл» стали побеждать спектакли, косвенно относящиеся к этому жанру («Антигона» упомянутого «Театра-Театра»): театры музыкальной комедии недовольны, и их директора наверняка выносили эту тенденцию на обсуждение. Да и сами эксперты не раз говорили о том, что существующие номинации, в том числе и «эксперимент», уже не в силах отражать текущее состояние театра, в последние годы эволюционирующее, прирастающее новыми, не конвенциональными формами. Но мало кто мог предположить, что решение проблемы будет столь радикальным: нет номинации – нет проблемы.

СТД идет дальше, ограничивая самостоятельность экспертного совета. Союз намерен не только самостоятельно выбирать экспертов, но и визировать, ставя в известность Минкультуры, результаты его деятельности. Согласно проекту положения, список номинантов будет утверждаться в СТД и может быть скорректирован. Более того, каждый эксперт может сообщить в СТД о своем несогласии с результатами работы совета, назвав в письменной форме конкретный спектакль, с решением по которому он не согласен. Что это, как не введение цензуры (причем недоверие выражается собственно назначенным экспертам) и легализация доносов?

Отметим, что помимо экспертного отбора планируется еще один: девять спектаклей проходят в конкурс по решению региональных отделов СТД, по одному от каждого федерального округа.

Конкурсный проект «Золотой маски» таким образом превратится из независимого (чем и был ценен) в фестиваль, составленный, по сути, представителями аппарата центрального и региональных отделений СТД, тем более что президентом премии становится председатель союза (сегодня это Александр Калягин).

Он же назначает и гендиректора фестиваля, который, очевидно, будет выбираться не только исходя из своих менеджерских качеств (без преувеличения, недюжинных), но и эстетических позиций. Людей, которые соответствуют таким характеристикам, в стране единицы. Мария Ревякина, которая руководила «Золотой маской» в последние 20 лет и развила фестиваль в мощную культурную институцию, охватывающую всю Россию, вряд ли останется в этом кресле.

Однако СТД – не только аппарат, но и сами деятели – режиссеры, артисты, менеджеры, которые уже призывают Александра Калягина к обсуждению проекта. И это правильно.


Читайте также


Репертуар Нижегородской оперы пополнился "Золушкой" Россини

Репертуар Нижегородской оперы пополнился "Золушкой" Россини

Марина Гайкович

Это вторая из  запланированных премьер сезона

0
3253
Современный Шейлок

Современный Шейлок

Владимир Соловьев

Бенджамин Дизраэли: писатель, который предпочел стать политиком

0
3549
Миронов критикует Беглова как хозяйственника

Миронов критикует Беглова как хозяйственника

Иван Родин

Губернатору Северной столицы был сделан ряд публичных замечаний

0
3367
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
5060

Другие новости