Смелые сочетания дают невероятные эффекты. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Грандиозный гала-концерт с участием звезд классического балета, прошедший прямо на берегу озера Байкал, стал ключевым событием Байкальского танцевального фестиваля. Танцевальный форум в Республике Бурятия состоялся в шестой раз.
Стартовавший в Улан-Удэ фестиваль только в прошлом году покинул границы города, устремившись на простор самого глубокого и могучего озера планеты. Эксперимент оказался очень успешным, несмотря на капризы местного климата. В этом году обстоятельства сложилось как нельзя лучше: идеальная погода (+24, штиль и яркое солнце) плюс небывалый интерес со стороны зрителей, приехавших в том числе и из европейской части страны (за неделю до начала билетов было просто невозможно достать). Главным вдохновителем и художественным руководителем фестиваля стал Павел Окунев, выпускник Бурятского хореографического колледжа, постигавший премудрости классической хореографии в Новосибирске и Париже, поработавший несколько лет в Москве и решивший в итоге заняться проектами на родной земле. Baikal Dance Festival сразу стал местом притяжения для балетных артистов с разных уголков нашей страны. Идея была поддержана руководством Бурятии и министром культуры Республики Соелмой Догаевой, давшей в этом году зеленый свет на проведение масштабного форума с концертами, мастер-классами и фотовыставкой. К организации события подключился также директор Бурятского оперного театра Дмитрий Дылыков и главный балетмейстер театра, заслуженный артист России Баярто Дамбаев.
В преддверии open air в Бурятском оперном прошел отдельный гала-концерт, на котором выступили как штатные артисты, так и ряд ярких выпускников Бурятского хореографического колледжа, танцующих сегодня в разных театрах России. Два отделения концерта дали возможность продемонстрировать себя звездам балета как в классическом, так и в модерновом амплуа. Артист Мариинского театра Трофим Маланов проведший в паре с Анастасией Цыбеновой известное Болеро из «Дон Кихота» Минкуса в хореографии Мариуса Петипа в начале второго отделения показал выразительную экспрессионистскую миниатюру «Умирающий лебедь» от Раду Поклитару, а трепетно и тонко станцевавшие Вальс из «Золушки» Сергея Прокофьева в хореографии Кирилла Симонова Юки Окотти и Дагба Гармаев из Музыкального театра Карелии после антракта проявили себя как прекрасные мастера современного танца в завораживающем дуэте Павла Глухова из балета «Форма ноль». Артистка Пермского театра оперы и балета Елизавета Ульяненко, показавшая блестящую технику в вариации Второй жены из балета «Бахчисарайский фонтан» ближе к финалу концерта покорила своей нежной пластикой в поставленном Анастасией Журавлевой скетче «Мечтай». Особая экспрессия и импульсивность шла от солистки петербургского театра Бориса Эйфмана Юлии Шунковой, представившей во втором отделении два номера: грустную миниатюру Евгения Грачева о внешнем и внутреннем одиночестве «Поговори со мной» и абстрактный танец «Грани» того же хореографа. Гала-концерт завершился техничным выступлением лауреатов престижных конкурсов, год назад принятых в труппу Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Камилы Исмагиловой и Субедея Дангыта, блеснувших также в Па-де-де из балета «Дон Кихот» в первом отделении. Чтобы постоянно не менять декорации, было решено обойтись видеопроекциями, на заднике сцены возникали картинки ярких пейзажей (выброшенный на мель корабль, терраса с видом на море, заснеженная гора), узоров или просто абстрактных форм. Но, конечно, никакая, даже самая совершенная видеопроекция, не могла сравниться с просторами Байкала, придавшими каждому номеру дополнительное, метафизическое измерение.
Программа концерта на открытом воздухе перекликалась с прошедшим вечером в Улан-Удэ. За небольшим исключением почти все артисты были те же. Но те, кому посчастливилось попасть на оба мероприятия, могли оценить, как по-иному воспринимается искусство классического танца в окружении озера, леса и гор. И гала-концерт в театре, и вечерняя программа на берегу Байкала начинались с Адажио из балета «Красавица Ангара» Льва Книппера и Бориса Ямпилова, ставшего давно одной из визитных карточек Бурятского академического театра оперы и балета. Именитые солисты Елена Хишиктуева и Виктор Дампилов, игравшие соответственно Ангару и Енисея, внешне выполнили тот же самый пластический рисунок, все предписанные движения и позиции, но когда вместо мерцающих на экране волн зашумели настоящие, а мягкое вечернее солнце дало сияющую дорожку прямо за сценой, эффект был такой, словно тебя погрузили внутрь прекрасной картины и ты стал внезапно ощущать все запахи, дуновения и звуки. Музыка идеально сливалась с ландшафтом (надо отметить отличную работу звукорежиссеров, нигде не переборщивших с громкостью и нашедших оптимальный баланс в звучании фонограмм), становясь частью природы. Как это часто бывает, смелые сочетания дают невероятные эффекты. И когда в закатных солнечных лучах на фоне бескрайнего водного простора с далекими силуэтами священных гор под плеск волн смотришь на кружащихся под музыку «Лебединого озера» изящных хрупких балерин не перестаешь поражаться удивительной общей гармонии целого. Кажется, что плавными движениями рук и ног танцовщицы словно бы повелевали могучей стихией, одновременно сливаясь с ней и превращаясь в небесных духов, в древности почитаемых шаманами.
Сцена из финала «Лебединого озера» с его неизбывной тоской по небесам завершила развернутую программу дня на Байкале, включившую в себя не только «взрослый» концерт с классическими и модерновыми номерами (среди специально приглашенных только на Байкал артистов оказался известный танцовщик Александр Могилев), но и выступления детских и молодежных танцевальных студий, мастер-классы по сальсе и по классическому балету, проведенному молодыми хореографами. Специально для приехавших гостей был оборудован фуд-корт, где можно было вкусно пообедать, а те, кто желал окунуться в байкальские воды, могли спуститься на прекрасный песчаный пляж. На расположенной неподалеку в 170 километрах от Улан-Удэ особой экономической зоне «Пески», где и прошло все событие, в будущем планируется создать целый научно-рекреационный комплекс, включающий в себя гостиницу, исследовательский центр, арт-объекты. Один из непосредственных разработчиков этого проекта, известный российский скульптор и художник Даши Намдаков, присутствовал на фестивале и, как и все, был в полном восхищении. Как знать, возможно, в перспективе Байкальский танцевальный фестиваль будет расти и станет точкой притяжения для любителей музыки и хореографии со всего мира, обретя статус, которым сегодня обладают старейшие европейские фестивали. Все ресурсы для этого, как оказалось, на Байкале есть.