0
9585
Газета Культура Интернет-версия

17.08.2023 20:16:00

Чудо танца на берегу Байкала

Балетный фестиваль в Бурятии обрел еще одну сцену

Тэги: бурятия, балетный фестиваль, байкал


бурятия, балетный фестиваль, байкал Смелые сочетания дают невероятные эффекты. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Грандиозный гала-концерт с участием звезд классического балета, прошедший прямо на берегу озера Байкал, стал ключевым событием Байкальского танцевального фестиваля. Танцевальный форум в Республике Бурятия состоялся в шестой раз.

Стартовавший в Улан-Удэ фестиваль только в прошлом году покинул границы города, устремившись на простор самого глубокого и могучего озера планеты. Эксперимент оказался очень успешным, несмотря на капризы местного климата. В этом году обстоятельства сложилось как нельзя лучше: идеальная погода (+24, штиль и яркое солнце) плюс небывалый интерес со стороны зрителей, приехавших в том числе и из европейской части страны (за неделю до начала билетов было просто невозможно достать). Главным вдохновителем и художественным руководителем фестиваля стал Павел Окунев, выпускник Бурятского хореографического колледжа, постигавший премудрости классической хореографии в Новосибирске и Париже, поработавший несколько лет в Москве и решивший в итоге заняться проектами на родной земле. Baikal Dance Festival сразу стал местом притяжения для балетных артистов с разных уголков нашей страны. Идея была поддержана руководством Бурятии и министром культуры Республики Соелмой Догаевой, давшей в этом году зеленый свет на проведение масштабного форума с концертами, мастер-классами и фотовыставкой. К организации события подключился также директор Бурятского оперного театра Дмитрий Дылыков и главный балетмейстер театра, заслуженный артист России Баярто Дамбаев.

В преддверии open air в Бурятском оперном прошел отдельный гала-концерт, на котором выступили как штатные артисты, так и ряд ярких выпускников Бурятского хореографического колледжа, танцующих сегодня в разных театрах России. Два отделения концерта дали возможность продемонстрировать себя звездам балета как в классическом, так и в модерновом амплуа. Артист Мариинского театра Трофим Маланов проведший в паре с Анастасией Цыбеновой известное Болеро из «Дон Кихота» Минкуса в хореографии Мариуса Петипа в начале второго отделения показал выразительную экспрессионистскую миниатюру «Умирающий лебедь» от Раду Поклитару, а трепетно и тонко станцевавшие Вальс из «Золушки» Сергея Прокофьева в хореографии Кирилла Симонова Юки Окотти и Дагба Гармаев из Музыкального театра Карелии после антракта проявили себя как прекрасные мастера современного танца в завораживающем дуэте Павла Глухова из балета «Форма ноль». Артистка Пермского театра оперы и балета Елизавета Ульяненко, показавшая блестящую технику в вариации Второй жены из балета «Бахчисарайский фонтан» ближе к финалу концерта покорила своей нежной пластикой в поставленном Анастасией Журавлевой скетче «Мечтай». Особая экспрессия и импульсивность шла от солистки петербургского театра Бориса Эйфмана Юлии Шунковой, представившей во втором отделении два номера: грустную миниатюру Евгения Грачева о внешнем и внутреннем одиночестве «Поговори со мной» и абстрактный танец «Грани» того же хореографа. Гала-концерт завершился техничным выступлением лауреатов престижных конкурсов, год назад принятых в труппу Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Камилы Исмагиловой и Субедея Дангыта, блеснувших также в Па-де-де из балета «Дон Кихот» в первом отделении. Чтобы постоянно не менять декорации, было решено обойтись видеопроекциями, на заднике сцены возникали картинки ярких пейзажей (выброшенный на мель корабль, терраса с видом на море, заснеженная гора), узоров или просто абстрактных форм. Но, конечно, никакая, даже самая совершенная видеопроекция, не могла сравниться с просторами Байкала, придавшими каждому номеру дополнительное, метафизическое измерение.

Программа концерта на открытом воздухе перекликалась с прошедшим вечером в Улан-Удэ. За небольшим исключением почти все артисты были те же. Но те, кому посчастливилось попасть на оба мероприятия, могли оценить, как по-иному воспринимается искусство классического танца в окружении озера, леса и гор. И гала-концерт в театре, и вечерняя программа на берегу Байкала начинались с Адажио из балета «Красавица Ангара» Льва Книппера и Бориса Ямпилова, ставшего давно одной из визитных карточек Бурятского академического театра оперы и балета. Именитые солисты Елена Хишиктуева и Виктор Дампилов, игравшие соответственно Ангару и Енисея, внешне выполнили тот же самый пластический рисунок, все предписанные движения и позиции, но когда вместо мерцающих на экране волн зашумели настоящие, а мягкое вечернее солнце дало сияющую дорожку прямо за сценой, эффект был такой, словно тебя погрузили внутрь прекрасной картины и ты стал внезапно ощущать все запахи, дуновения и звуки. Музыка идеально сливалась с ландшафтом (надо отметить отличную работу звукорежиссеров, нигде не переборщивших с громкостью и нашедших оптимальный баланс в звучании фонограмм), становясь частью природы. Как это часто бывает, смелые сочетания дают невероятные эффекты. И когда в закатных солнечных лучах на фоне бескрайнего водного простора с далекими силуэтами священных гор под плеск волн смотришь на кружащихся под музыку «Лебединого озера» изящных хрупких балерин не перестаешь поражаться удивительной общей гармонии целого. Кажется, что плавными движениями рук и ног танцовщицы словно бы повелевали могучей стихией, одновременно сливаясь с ней и превращаясь в небесных духов, в древности почитаемых шаманами.

Сцена из финала «Лебединого озера» с его неизбывной тоской по небесам завершила развернутую программу дня на Байкале, включившую в себя не только «взрослый» концерт с классическими и модерновыми номерами (среди специально приглашенных только на Байкал артистов оказался известный танцовщик Александр Могилев), но и выступления детских и молодежных танцевальных студий, мастер-классы по сальсе и по классическому балету, проведенному молодыми хореографами. Специально для приехавших гостей был оборудован фуд-корт, где можно было вкусно пообедать, а те, кто желал окунуться в байкальские воды, могли спуститься на прекрасный песчаный пляж. На расположенной неподалеку в 170 километрах от Улан-Удэ особой экономической зоне «Пески», где и прошло все событие, в будущем планируется создать целый научно-рекреационный комплекс, включающий в себя гостиницу, исследовательский центр, арт-объекты. Один из непосредственных разработчиков этого проекта, известный российский скульптор и художник Даши Намдаков, присутствовал на фестивале и, как и все, был в полном восхищении. Как знать, возможно, в перспективе Байкальский танцевальный фестиваль будет расти и станет точкой притяжения для любителей музыки и хореографии со всего мира, обретя статус, которым сегодня обладают старейшие европейские фестивали. Все ресурсы для этого, как оказалось, на Байкале есть. 


Читайте также


Благородные истины геополитики

Благородные истины геополитики

Андрей Мельников

Самобытность российского буддизма отлили в бронзе

0
7999
Буддисты переходят под духовное управление Москвы

Буддисты переходят под духовное управление Москвы

Андрей Мельников

Процесс централизации и систематизации общин набирает обороты

0
7381
Эн+ распутывает байкальские сети

Эн+ распутывает байкальские сети

Василий Столбунов

Завершилась очередная экспедиция по очистке озера от мусора

0
7699
Эн+ дала старт новой акции по очистке Байкала

Эн+ дала старт новой акции по очистке Байкала

Василий Столбунов

0
6090

Другие новости