0
7129
Газета Культура Интернет-версия

20.08.2023 19:24:00

Игорь Ясулович был для российского театра нравственным камертоном

Тэги: актеры, игорь ясулович, некролог


актеры, игорь ясулович, некролог

Судьба Игоря Ясуловича – тот редкий случай, когда артист в жизни и артист на сцене не противоречили друг другу, что случается сегодня не так часто, а под конец жизни личность артиста в его ролях была словно важнее его сценических воплощений. Его последние роли на театральной сцене – это роли священнослужителей, что отнюдь не было случайно. Ясуловичу был 81 год, он редкий человек артистического цеха с безупречной гражданской репутацией – никогда не шел на сделку с совестью, отстаивал правду, защищал истину, не гнался за пустыми привилегиями. Каждый его титул – народного артиста и профессора двух ведущих кинотеатральных институтов (ВГИКа и ГИТИСа) – был отражением высокого мастерства и наработанного годами профессионализма, которые он старался бережно передать из рук в руки: от своих учителей – своим ученикам. И от каких учителей! От последователей русского театрального авангарда – сподвижников Таирова, Мейерхольда! Честь и достоинство – эти слова по отношению к Ясуловичу абсолютно справедливые. Родившись в первый год войны в семье военно-морского офицера, эти качества будущий артист, очевидно, взял своим жизненным кредо. А еще такт, скромность, благородство, порядочность и интеллигентность в том самом старинном, давно ушедшем смысле – это все про Ясуловича.

Его актерский талант был неординарным – и комедийным, и драматическим, и эксцентричным, и лирическим, и даже пластическим – его первым театром в биографии стал театр пантомимы. Но кинокарьера в первую половину жизни равнялась как будто бы исключительно ролям второго плана. Зато какие это были роли – в золотую эпоху советского кинематографа 60–70-х годов: молодой физик в «Девяти днях одного года» Михаила Ромма, его мастера по ВГИКу, неудачливый инженер Щукин в «12 стульях» Леонида Гайдая, Электрон Иванович в телефильме «Гостья из будущего»… Уже в зрелом возрасте Ясулович придет после Театра киноактера в Московский театр юного зрителя, где прослужит 30 лет и станет патриархом сцены. Здесь сыграет свои главные – темные и светлые, самые сложные и загадочные, экзистенциальные театральные роли у Камы Гинкаса: Креонта, Черного монаха, Великого инквизитора, чеховского Ротшильда, наконец, духовного наставника игумена Пафнутия из толстовского «Отца Сергия». В этой последней роли Ясулович словно оплакивал в душе вечные страдания человека на земле и создавал на сцене своим присутствием нравственную ось повествования. Сходную роль предложил ему и Владимир Панков в «Скоморохе Памфалоне» – благочестивого старца-отшельника Ермия. Шестичасовой спектакль лабораторного формата был не единственным экспериментом Ясуловича в последние годы. Сыграть архитектора-философа Константина Мельникова в документальной опере в музейном пространстве было творческим вызовом, а вызов был ему всегда интересен, профессионально важен – в начале нулевых годов он неоднократно играл в российско-британских экспериментальных постановках Деклана Доннеллана и гастролировал с ними по миру. Несмотря на внешний академизм, Ясулович был очень свободным, рисковым актером, в зрелом возрасте на сцене он достиг великой магии не игры, а подлинного существования и чувствования. К нему всегда прислушивались, ему доверяли, на него равнялись. 

«НГ»


Читайте также


Ушел из жизни Ален Делон, Николай Бурляев критикует Минкультуры…

Ушел из жизни Ален Делон, Николай Бурляев критикует Минкультуры…

Елизавета Авдошина

Большой театр готовится к 250-летию

0
8758
Вадим Туманов: "Не обманула меня только любовь…"

Вадим Туманов: "Не обманула меня только любовь…"

Николай Ремчуков

Деловые качества знаменитого золотопромышленника Вадима Туманова опережали свое время

0
5798
У нас

У нас

0
3498
Я в тебя верю. Вспоминая народную артистку России Зою Зелинскую

Я в тебя верю. Вспоминая народную артистку России Зою Зелинскую

Павел Щербинин

0
6811

Другие новости