0
8640
Газета Культура Интернет-версия

21.08.2023 19:04:00

В Музее архитектуры отмечают 70-летие архитектора Тотана Кузембаева

Заглянуть за горизонт

Тэги: музей архитектуры, выставка, горизонты событий, архитектор тотан кузембаев


музей архитектуры, выставка, горизонты событий, архитектор тотан кузембаев Все работы распластаны на Х-образных планшетах. Фото со страницы МУАР в «ВКонтакте»

Кураторы Марк Акопян и Юлия Шишалова не включили в «Горизонты событий», как названа выставка, фотографии построенного Кузембаевым, он здесь – «бумажный архитектор» и мечтатель. Большинство представленных листов входят в начатую в 1998-м серию «Невесомость». Но есть и более ранние вещи 1980-х – как раз времени появления «бумажной архитектуры», и работы из серии «Информационный город» 1986–1990 годов с проектами автобусных остановок и информационных башен для Зеленограда.

Современность Кузембаева индивидуальна, порой пронизана юмором, умеет говорить с классикой на одном языке и в этом смысле вневременна. Зеленоградские проекты сработаны так, что могли выйти из-под руки авангардистов; женский профиль, постепенно сгущающийся из вязи линий, адресует и к одному из любимых ракурсов у портретистов Кватроченто, и – пусть абрис дан в зеркальном развороте, – быть может, к символу свободы, равенства и братства – французской Марианне. А причудливая рыба, держащая в пасти другую, неизбежно вытягивает из сознания брейгелевское назидание. Только у Кузембаева – рыба-механизм, рыба-балаган, рыба-город, движимая мириадами колес и шестеренок и застроенная башнями наподобие Вавилонской и еще другими башенками. В общем, тоже назидательно, хотя первичен юмор.

Но чем ближе к сегодняшнему времени, тем пронзительнее. Все работы, и в том числе ставшая ядром показа серия «Невесомость», распластаны на Х-образных планшетах, которые, в свою очередь, живут не параллельно друг другу. Вдруг они оживут и зашагают по собственной прихоти в своем направлении? «Горизонты событий» в заглавии проекта отсылают к астрофизике: там горизонтом событий считается граница черной дыры, за которой события уже не влияют на наблюдающего; по словам Юлии Шишаловой, «ничто становится неотвратимым, а сила его притяжения побеждает сам Свет».

В «Невесомости» горизонт, а вместе с ним и вселенная вздыбливаются, в(ос)стают гигантской волной, скручиваются в кольцо, в котором у самой земли обнаруживается прореха, но все держится, дыра залатана мостом. При этом вселенные плотно заселены архитектурой – тут ужились и купол Пантеона, и помнящие пропорции ренессансных палаццо строения, и головокружительные небоскребы.

А чему удивляться, когда он построил и «Дом-телескоп», и «Дом-скворечник»?

Но еще на огромных листах константно растут какие-то Вавилонские башни. У «бумажной архитектуры», развивавшейся в свободном фантазийном полете в отсутствие или почти в отсутствие реальных творческих заказов, с Вавилонской башней вообще особые отношения. В изданной стараниями одного из «бумажных архитекторов», художника Юрия Аввакумова увесистой антологии много напоминающих «те самые» башен, пусть эта форма порой и наполнена иным содержанием. Там и поэтичная «Стеклянная башня» Александра Бродского и Ильи Уткина, и просто «Башня» Уткина, и «Московская башня» Михаила Филиппова… Когда в прошлом году Кузембаев соорудил в Никола-Ленивце «Мавзолей мечты», главный объект «Архстояния-2022», кажется, он тоже имел в виду развитие вавилонской темы.

Хорошо известно, что к образу Вавилонской башни, пережившему всплеск популярности еще у нидерландских художников XVI века, а в России сегодня лучше всего известному благодаря Брейгелю, так вот к этому образу оказались близки и татлинская Башня III Интернационала, и даже проекты Дворца Советов. Правда, нидерландские мастера лучше помнили смысл библейской притчи, чем участники конкурса на Дворец Советов. Но это другой сюжет.

У Тотана Кузембаева помимо башен в фантастических городах-миллионниках одним из мотивов «Невесомости» стали свет и тьма. Иногда все кристально ясно, иногда очертания выплывают из темного марева, иногда темные пятна норовят поглотить все остальное. Про упомянутое пронзительное – среди листов 2023-го есть два таких: на одном тонкая линия очерчивает рамку, эдакое поле видимости, но все, что там есть, – рассеченный такой же линией поперек лист; на другом завиток огромной волны, уже встречавшийся прежде, выхлестывается на город или вместе с городом из почти беспросветной мглы. Она занимает половину листа.

Зритель видит что-то свое. В связи с последними событиями часто говорят, что горизонт планирования схлопнулся. Каждый переживает черноту хаоса по-своему. Кузембаев оставляет половину бумаги за светом. Надо что-то делать. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1858
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1802
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12815
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8951

Другие новости