0
7853
Газета Культура Интернет-версия

19.09.2023 18:14:00

Музей Анатолия Зверева начал новый выставочный цикл в здании на Маросейке

Развидеть и начать сначала

Тэги: выставка, современное искусство, живопись


203-7-3480.jpg
Юрий Кряквин. Портрет Георгия Костаки.
1969. Предоставлено Музеем
Анатолия Зверева
Открывшаяся в декабре 2022-го площадка на Маросейке задумана лабораторным пространством для диалогов современных художников разных поколений, из коллекции музея и извне. Здесь были Игорь Шелковский и Федор Семенов-Амурский, потом Владимир Наседкин, следом Марина Белова и Алексей Политов, а закрывал эту серию проект Татьяны Баданиной. Новый сезон отдали коллективным высказываниям, где много и молодого искусства, все это художник и куратор Александр Дашевский объединил темой «Системы мимикрии»: «Используя ненадежный метод аналогий и подобий, проект «Системы мимикрии» прислушивается к сигналам, которыми обменивается эпоха существования советского неофициального искусства и точка, где российская культура находится сейчас». Мимикрии – триптих, части которого, обещают, связаны между собой. Первая называется «Глаз видящий, всевидящий, невидящий».

Зрение – властная вещь. И переменчивая. Открывая «правду» одним, для других оно делается очевидным обманом, высматривая что-то, некое всевидящее (ли?) око лишает права на свободу. Словом, «я/он/они же видел(и)» – не всегда аргумент, да и точно ли видели? Глаз может сыграть шутку с наблюдающим и наблюдаемым, причем злую.

«Глаз видящий, всевидящий, невидящий» поделен куратором на три части – о приборах, меняющих смотрение и видение, о наблюдении и надзоре, об отказе от смотрения. Работы остроумно, своевременно и современно прокомментированы Дашевским в каталоге-буклете. Что до выставочных разделов, в сущности, это только маяки, для смотрения они не слишком принципиальны. Главы перетекают друг в друга, а произведения могут отвечать и за одно, и за другое.

Ожидаемые камеры слежения с картинки «Протей» Дениса Патракеева обнаружатся совсем не сразу, первым делом замечаешь большое глазное яблоко («Область обзора» дуэта Gray Cake – Кати Пряник и Саши Сереченко), размещенное почти в красном углу и лихо вращающееся. На «область», созданную с помощью сделанных нейросетью снимков, смотришь не без зачарованности, и в этом ее шутка и ужас: кто за кем наблюдает, вопрос открытый, но можно ли показать чертов глаз вечно бдящего Старшего брата привлекательным?.. Вещи тут друг с другом в диалоге, и «ответом» легко представить «Они устали» Андрея Рудьева, голову слепого Гомера, на чьих веках написаны эти слова.

Мимикрия, конечно, затрагивает образ художника (на экспрессивном портрете Владимира Яковлева или на портрете-обманке Сергея Шутова, где его молодые черты, так похожие на Леннона, проступают только издалека, лицом к лицу же видишь остров в море), оммаж другому художнику (как в ерническом «Сне Малевича» у Владимира Козина: в черной маске сварщика черное окошко-квадрат) – и вообще образ в тревожной неопределенности. Слова «Будущее она» (именно так) у Сергея Браткова отбрасывают тень на высохшую черную лужицу с радужными глазками, заставляя слипнуться антропоморфный образ с техногенным.

Но нервом экспозиции, по масштабу и мимикрии, стала инсталляция Николая Онищенко «Фобия взгляда». Восточная Сибирь, необычные световые вспышки, загадочный минерал, мутации в природе, некий фотограф, найденный в прекоматозном состоянии и канувший в Лету вместе со съемкой, группа ученых, засекреченные данные, психушка на улице Потешная – факты нанизаны друг на друга немного сбивчиво, но с эффектом документальности. Разоблачение параноидального страха происходит саркастично и ближе к развязке: оказывается, таинственные материалы якобы были использованы американской компанией для линз в камерах… Дальше – статистика по поводу страха слежки.

Так видеть или не видеть? Видеть – то страшно, то смешно, то ностальгически. Иван Чемакин, например, ставит «Камеру наблюдения», сварганенную из подручных материалов, вместо объектива – дырка в цветочном горшке. Нет камеры, нет наблюдения. А все-таки совсем не видеть – жалко. Зрение хоть и обманчиво, но не всегда мимикрия.


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1785
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1730
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12721
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8904

Другие новости