Музыканты встретятся в будущем году, чтобы исполнить уже все прокофьевские концерты. Фото предоставлено пресс-службой оркестра
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан открыл свой персональный абонемент в Московской филармонии. Программа была посвящена музыке Прокофьева и включила две симфонии и фортепианный концерт.
Прокофьевская тема была обусловлена выбором пианиста Сергея Давыдченко, который предложил Пятый фортепианный концерт. Маэстро Сладковский предварил его элегантной Первой симфонией, а для второго отделения выбрал грандиозную Пятую симфонию.
Следившие летом за конкурсом им. Чайковского хорошо помнят Второй концерт Прокофьева в исполнении Давыдченко: исполненный мощи и благородства, он произвел столь сильное впечатление на публику, что она устроила пианисту самые продолжительные овации во всем третьем туре. Очевидно, что именно интерпретация прокофьевского концерта определила и выбор жюри, единогласно, как говорил в своих интервью Денис Мацуев, проголосовавшего за присуждение самому юному участнику среди пианистов первого места. 18-летний пианист, ведомый своим педагогом Сергеем Осипенко, судя уже по его интервью, в том числе и «Независимой газете», взял курс на Прокофьева. В сентябре он дебютировал с Четвертым, до сих пор не игранным, таким образом положив в свой творческий багаж все фортепианные концерты Прокофьева. В декабре он планирует исполнить весь цикл с Валерием Гергиевым в Мариинском театре, а весной будущего года – в Казани, как раз с Госоркестром Республики Татарстан и Александром Сладковским.
Сладковский и Давыдченко знакомы давно, маэстро аккомпанировал в финале Grand Piano competition, где юный пианист одержал победу. С тех пор музыканты выступали вместе, сейчас – уже в новом статусе солиста.
Судя по тому как Давыдченко встречает зал (овацией), публика легко переключилась с поиска «личности», музыкантов, чье дарование, чувствование музыки, способность к экзальтации порой уступает навыкам, на музыканта, воспитанного в академическом, даже консервативном, без негативной коннотации, русле. Игра Давыдченко хороша тем, что проясняет не столько его собственное музыкантское мышление, сколько композиторские идеи. Он в совершенстве владеет фортепиано, виртуоз, но это никогда не выходит на первый план, у него мягкое звукоизвлечение, богатырское, но не крикливое форте. Благодаря огромному опыту он слышит оркестр, играть с ним наверняка очень удобно, и прошедшее выступление тому подтверждение. Последний фортепианный концерт для восприятия не самый простой: написанный на излете зарубежного периода жизни Прокофьева, он словно балансирует на грани сложности строения и фактуры, в стремлении избежать простоты и ясности, о чем писал и сам композитор. Отсюда и заковыристая ткань фортепианной и оркестровой партии, которая не всегда покоряется исполнителям, и сложность в поиске центральной мысли.
Давыдченко и Сладковский строят свою интерпретацию на контрасте драматических кульминаций и мистических «провалов», и это тишайшее хрустальное звучание хотя производит впечатление красоты, за ним можно уловить морок, предчувствие ужасных времен, которые скоро постигнут и Европу (премьера прошла в 1932 году в Берлине), и самого композитора.
«Классическая симфония» своим внешним изяществом и виртуозной легкостью контрастировала с победоносным шествием Пятой. Артем Варгафтик предварил это сочинение рассказом о его премьере, которую зимой 1945-го, в свою очередь, предварил салют, потрясший в буквальном смысле Большой зал консерватории. Во второй раз, уже музыкальными средствами, по-прокофьевски, большими мазками, салют прогремел в коде первой части. И Сладковский делает это с оттяжкой, с удовольствием даже: стиль brillante – одна из присущих Госоркестру Татарстана черт. А дальше – затаенный шорох скерцо, где маэстро приглушает типичный прокофьевский гротеск, кантилена медленной части, порой патетическая, и моторика финала, словно радостный отзвук торжества первой части. Кажется, в стратегическом планировании оркестра нащупывается новый герой. Пока же коллектив погружен в Малера, штудируются и готовятся к записи симфонии. Зимой в рамках абонемента прозвучит Третья, где солировать будет Ольга Бородина.