0
6491
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2023 21:29:00

Куратор Анастасия Винокурова: "Неизвестный художник – не приговор"

В Музее русского импрессионизма предлагают отвлечься от привычных иерархий

Тэги: музей русского импрессионизма, неизвестный художник, анастасия винокурова, интервью

Полная On-Line версия

музей русского импрессионизма, неизвестный художник, анастасия винокурова, интервью Ученик Петрова-Водкина Борис Пестинский был сослан в Узбекистан. Там в 1933 году он написал «Портрет Мухитдина». Фото со страницы Музея русского импрессионизма в «ВКонтакте»

Выставку «Автор неизвестен. Коснуться главного», которая откроется в Музее русского импрессионизма 12 октября, кураторы Анастасия Винокурова и Константин Цаликов задумали как проект, где на первый план выходит не имя художника, а качество произведения. Известные имена здесь тоже будут – и Кандинский, и Фальк, и другие авторы, чьи работы атрибутировали относительно недавно. Но акцент поставлен на неизвестных художниках. О том, как в проекте отказывались от иерархий и двигались к умению видеть, о принципах отбора работ и об удививших ее произведениях сокуратор проекта, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма Анастасия Винокурова рассказала корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой.

1480.jpg
Анастасия Винокурова: "Поскольку
в этот бурный период уместилось
абсолютно все, от реализма
до беспредметного искусства,
нам хотелось показать разные
направления." Фото предоставлено
Музеем русского импрессионизма
Для вас не только как для куратора, а как для искусствоведа кто из неизвестных художников стал неожиданностью?

– «Портрет Мухитдина» малоизвестного Бориса Пестинского, ученика мастерской Петрова-Водкина, который был сослан по статье о подрыве советской власти в Узбекистан и которого атрибутировал Ильдар Галеев. В собрании Андрея Васильева есть изящный, со шляпой и зонтом, женский портрет – он считает, что это ранний Сергей Герасимов. И конечно, меня поразило масштабное полотно «Рождение» из коллекции Михаила Каменского. Оно попало к нему через вторые руки, и он рассказывает, что фактически спас картину и прежде ее не экспонировал. Когда я впервые увидела эту вещь, два дня постоянно о ней думала, листая каталоги. Мне казалось, я вот-вот пойму, кто автор. Отдаленно это напоминает одновременно очень многих – и Марка Шагала, и других художников парижской школы. В каталоге Каменский пишет, что показывал ее десяткам экспертов по всему миру, но атрибутировать ее не удалось. Вообще разговор с ним стал одним из импульсов нашей выставки.

А какие другие? Тема неизвестных художников (н/х), как было и в случае с выставкой Ольги Юркиной «Отличники», манкая, но неохватная, даже если речь идет о рубеже XIX–XX веков. Хотя «Отличники» привели в музей более 90 тысяч зрителей. Ваш сюжет возник из заметок на полях предыдущих проектов, из разговоров с коллегами-музейщиками, которые рассказывали о проведенных атрибуциях?

2480.jpg
Неизвестный художник. Композиция
(Рождение). 1910–1920-е. Собрание
Михаила Каменского.
Фото предоставлено
Музеем русского импрессионизма
– Мы задумали его, когда привозили выставку «Авангард: на телеге в XXI век» об обнаруженной Анной Шакиной и Андреем Сарабьяновым забытой коллекции авангарда. Меня тогда особенно поразила история обнаружения Анной Владимировной в 1990-х произведений Кандинского в Вятском музее: она заметила, что написанная на плотной бумаге акварель Кандинского стала подложкой для более хрупкой работы Чекрыгина. До нее специалисты не могли атрибутировать эту работу, поскольку не знали его подпись с буквой К в круглой скобке: он же художник-формалист, эмигрант, его имя элиминировали и изданий о нем долгое время не было. Кстати, по этой причине советские коллекционеры были еще и библиофилами. Мне казалось, в наше время подобных открытий быть не может или они связаны с желанием выдать одно за другое, с историями про бабушкины чердаки и т.д. Поэтому сейчас мы обращались преимущественно к музейным собраниям, где можно открыть книги поступлений и проследить провенанс. Но вятского Кандинского мы недавно показывали, а сейчас будут его работы из Тюмени и Томска. Для меня эта выставка ценна еще и тем, что и на ней, и в каталоге звучат разные голоса. Будут тексты хранителей, реставраторов, коллекционеров и их варианты атрибуций. В каталоге будут наши с сокуратором выставки Константином Цаликовым статьи о концепции выставки, большая культурологическая статья Софьи Багдасаровой о концепции отсутствия подписей начиная с древнеегипетского искусства и до нашего времени. Возможно, этот текст станет основой для отдельной публикации об авторстве и его отсутствии в истории искусства. А третью статью написал Алексей Наумов, сделавший атрибуции ряда работ из Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и Бахрушинского музея.
 

3480.jpg
Неизвестный художник (мастерская
Репина). Портрет неизвестной
в лиловом. 1908. Курская
государственная картинная галерея
имени А.А. Дейнеки.
Фото предоставлено
Музеем русского импрессионизма
Увидев в списке работ имя Кандинского, я удивилась, а потом возник другой вопрос. Не могу вспомнить художников, работавших в манере, похожей хоть на какой-то его период. Такие были?

– Подражавшие Кандинскому художники мне не встречались. Но мы покажем тюменский натюрморт Александра Катышева, которого атрибутировали всего лет десять назад. Видно, что он учился у Кандинского – правда, еще у Лентулова и Павла Кузнецова, – но при этом совсем не был на него похож.

Как проводился отбор – или отсев – произведений? Вы отбирали сами или ориентировались на советы коллег из музеев?

– Поскольку в этот бурный период уместилось абсолютно все, от реализма до беспредметного искусства, нам хотелось показать разные направления. Главный критерий – качество. Работы мы искали по Госкаталогу, отправляли в музеи запросы и просили больше информации о том, что могло не войти в эту единую базу данных, поскольку она довольно медленно пополняется. Наши запросы прояснили какие-то вещи: например, картина из Эрмитажа, обозначенная как н/х, оказалась портретом Боткиной работы Милиоти.

У вас будет довольно много и других имен первого ряда: Явленский, Фальк, чью «Девочку в кресле» атрибутировала в 2009-м Ольга Горнунг из Екатеринбургского музея.

– Мы рассматривали и н/х, и тех, кому вернули имя. И принципиально не брали подписные работы, даже малоизвестных художников. Конечно, нам хотелось сделать выставку более привлекательной известными именами, но вместе с тем показать, что н/х – не приговор. Если взять, например, историю с открытым в 1919-м Музеем живописной культуры, списки отправлявшихся в регионы работ хранятся в РГАЛИ. Но когда обращаешься в музеи, может оказаться, что имена утрачены. Книги поступлений могли потеряться, например, при эвакуации, или сгореть. Или работу реставрировали, дублировали на холст, и при этом имя пропадало. Андрей Сарабьянов еще с конца 1980-х работал с этими списками из РГАЛИ и сделал много атрибуций. Например, для Клюна и Розановой из Ельца, которых он показывал на одной из выставок «До востребования» в Еврейском музее и которых мы теперь снова привезем. Но у нас много и абсолютных н/х, например вещи из Екатеринбурга, в том числе один изумительный натюрморт с селедками и голландской пиалой. Они совершенно не проигрывают бубнововалетцам первого ряда.

4480.jpg
Неизвестный художник. Карнавал.
Конец 1920-х - начало 1930-х годов.
Частное собрание.
Фото предоставлено
Музеем русского импрессионизма
При этом ни Екатеринбургский музей, ни другие эксперты так их никому и не приписали?

– К сожалению, нет даже предположений. Лет двадцать назад Марина Лошак в Центре искусств на Неглинной делала выставку «Неопознанный художественный объект», где были только н/х, – зрителям раздавали анкеты, чтобы высказать предположения об авторстве. Каталог, к сожалению, не выпускали. Мы сейчас тоже хотим сделать анкету. Но вообще мы проводим на выставке идею о том, что не только привязка к имени имеет значение для исследований. Часто нарратив, связанный с автором, заслоняет саму вещь. Поэтому Константин Цаликов, работающий в просветительском отделе музея, предложил объединить работы не по жанрам или -измам, а по критериям художественной выразительности: свет, цвет, форма, композиция, фактура, линия и пятно, движение и звук. Это такие Вельфлин плюс Виппер плюс Арнхейм плюс Фридлендер плюс Бергер и т.д., писавшие об искусстве как об умении видеть. «Коснуться главного» в подзаголовке – как раз об этом. Хочется увлечься произведением вне иерархий.

Когда имена все-таки восстанавливают, очень часто это происходит случайно.

– Да, например, картину «Пальмы» из Рыбинского музея-заповедника года два назад реставрировали и обнаружили подпись с датой и французским словом Juillet, «июль». Поначалу думали, что это какое-то имя – Жюйе. Позже в Архангельске нашли аналогичную подпись на работе петербургской художницы-эмигрантки Анны Зельмановой.

В разделе «Звук и движение» вы расскажете о синестезии Кандинского, или расширенном смотрении музыканта и художника Матюшина, или о чем? Кстати, известны ли среди художников те, кто интересовался специально движением, может быть конкретно биомеханикой?

5480.jpg
Роберт Фальк (атрибуция Ольги
Горнунг). Девочка в кресле. 1919-1920.
Екатеринбургский музей
изобразительных искусств.
Фото предоставлено
Музеем русского импрессионизма
– Мы хотим дополнить звуковым куполом работу Кандинского из Тюменского музейного объединения, так как сам мастер сравнивал голубой цвет со звуком флейты, желтый – с резким звуком трубы. Биомеханики у нас не будет, и неизвестно, увлекался ли кто-то из художников разработкой движения, ведь главные герои – н/х. Но будет просто несколько театральных эскизов. Движение мы иллюстрируем, в частности, абстракцией Кандинского и «Пожаром в городе» Ольги Розановой и сопроводим нарезкой кадров документальной хроники о динамичной городской жизни. Нам хотелось бы рассказать простым и более развлекательным языком то, что сложно изложено в классических искусствоведческих книгах. Работая над выставкой, мы вдохновлялись проектами Еврейского музея «Игра в шедевры» и «На языке правил и исключений». Мы хотим сделать выставку для семейного просмотра, уйти от -измов, пусть зритель придет и в первом разделе сразу поймет: это – про цвет. Мы сделаем открытую мастерскую, где каждый сможет стать художником, неизвестным автором, оказавшимся в пространстве выставки.

Когда на выставках об авангарде видишь неизвестные имена, думаешь, что шаг в сторону от «первого ряда», и там масса отличного материала. Когда видишь неизвестные работы некоторых художников, скажем, XIX века или каких-нибудь неизвестных передвижников, то и дело ловишь себя на мысли, что, может, и неплохо, что неизвестны. Дурацкое дело искать пропорции, и все-таки пока вы готовили проект, много ли увидели таких «ничего, что не знают» и тех, кого незаслуженно забыли?

– В Госкаталог стараются выкладывать наиболее достойные произведения, поэтому мне сложно сделать подобную выборку. Из того, что я видела, принципиально не хотелось брать слабые копии передвижников, это больше связано с историей рынка и стремления украсить свои дома. Для меня среди работ, где очень жалко утраченных имен, – натюрморт и кубистический пейзаж из Екатеринбурга. Наверное, выдающихся произведений я увидела процентов двадцать, включая вещи из частных собраний, – упомянутое уже «Рождение» из коллекции Михаила Каменского, пастельный портрет дамы в красном берете из собрания Андрея Васильева. Это не значит, что на остальное нельзя смотреть. Речь о top of the top. Надеюсь, наш проект откроет новые истории и привлечет экспертное сообщество. Выставки же приносят новые сведения, как сейчас было с Надеждой Добычиной.

К вам обратился не названный на выставке коллекционер и дал на выставку ее портрет работы Николая Бенуа. Потом открылось что-то еще?

– Да, выяснилось, что у ее внука была дочь. Коллеги с ней связались, возможно, нам удастся узнать больше о героине выставки и ее коллекции. 


Читайте также


Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
1743
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
3964
О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
9949
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
5150

Другие новости