0
7218
Газета Культура Интернет-версия

03.10.2023 18:55:00

Евгений Цодоков: "Постмодерн побеждает оперу, путь ее выживания – музейность"

Автор знаменитого оперного словаря отмечает 75-летие

Тэги: большой театр, евгений цодоков, интервью, культура, опера, оперное искусство, постмодернизм

On-Line версия

большой театр, евгений цодоков, интервью, культура, опера, оперное искусство, постмодернизм Сейчас Евгений Цодоков работает над трехтомной энциклопедией Большого театра. Фото из архива автора

3 октября отмечает 75-летний юбилей историк оперы, музыкальный критик, автор многочисленных статей по истории и теории вокального искусства Евгений ЦОДОКОВ. Сегодня Евгений Самсонович ведет кропотливую исследовательскую работу по составлению электронного архива и юбилейной энциклопедии Большого театра России. С юбиляром побеседовал музыкальный критик Александр МАТУСЕВИЧ – специально для «НГ».

Грядет 250-летие Большого театра, с которым связаны ваши текущие проекты. Как идет процесс и какие открытия – вообще и для себя лично – вам удалось сделать?

– Процесс идет: архив, в основе которого поспектакльная хронология Большого, удалось запустить, он работает уже несколько лет, доступен любому желающему, и мы над ним постоянно работаем – добавляем новые сведения, которые появляются – из текущей жизни театра и то, что удается найти в его анналах и других источниках. Изначально идею я увидел у ведущих мировых театров, таких как «Метрополитен» и «Ла Скала», которые разместили свои архивы в электронном виде раньше, и подумал – а чем мы хуже? У Большого – богатейшая история, это театр мирового класса – он тоже может поведать много интересного из своего прошлого. И с этим пошел к Владимиру Георгиевичу Урину, который воспринял идею с энтузиазмом. Большой – первый музыкальный театр в России, у которого теперь есть такой архив. Сайты других театров – музыкальных и драматических – имеют разной степени полноты сведения о своей истории, но такой подробной детализации нет ни у кого. Наполнение было непростым, поскольку архивы театра находятся в разном состоянии. Послевоенное время отражено достаточно полно. Неплохо обстоит дело с периодом начала прошлого века. 1920–1940-е годы имеют значительные пробелы информации, то же касается и XIX века, причем, разумеется, чем дальше по времени, тем с этим хуже. В XIX веке, например, института программок не было вообще, они печатались только по каким-то особым случаям – а афиши, которые тоже сохранились далеко не все, не дают всей полноты картины. Много трудностей было в связи с ошибками, опечатками, путаницей в именах артистов. Немалую сложность доставляла идентификация названий тех или иных произведений, которые в разные годы шли под разными именами, часто весьма далекими от оригинала, особенно это касается французского комического репертуара, преобладавшего в начале XIX века, а также зачастую даже жанровая их принадлежность вызывала вопросы. Но так или иначе, архив открыт, это живой организм, он будет постоянно дополняться – в этом процессе точку едва ли когда-либо можно будет поставить.

А вот с энциклопедией совсем другая история: тут необходимо поставить точку к юбилею – надо успеть, и в отличие от электронного архива тут уже ничего постфактум не скорректируешь. Мы сосредоточились только на фактологии и постарались максимально далеко уйти от оценочных суждений. Будет три тома: в первом – художественное и административное руководство театра, второй посвящен опере, третий – балету. Мы постарались упомянуть обо всех постановках и даже мало-мальски значительных личностях, но все же имевших отношение к Большому театру, внесших свой вклад в его развитие.

Вы – пианист по образованию и управленец по профессиональной судьбе. И при этом опера стала главной темой вашей жизни – как так получилось?

– Я всегда любил оперу как музыкант-профессионал и как любитель вокального искусства: регулярно ходил в театры, слушал записи, коллекционировал их. Профессионально же заняться оперой меня подвигло одно, казалось бы, не очень заметное событие. В 1991 году я впервые был во Франции, и там в музыкальном магазине поразился целым рядам различных словарей и справочников по опере. У нас тогда такого богатства не было, и я подумал – почему нет, чем мы хуже? Стал вынашивать идею оперного словаря, принципиально отличного от того, что у нас тогда уже было, например от словаря А. Гозенпуда, включавшего только названия опер – мне хотелось прежде всего сосредоточиться на персоналиях исполнителей. Именно тогда мой интерес к опере как просто музыканта перерос в интерес специалиста. Усилия увенчались успехом – в 1999 году оперный словарь был издан. Через год с подачи Святослава Бэлзы я начал делать оперный журнал в интернете, в котором очень быстро акцент сместился с исторического ракурса на текущую оперную жизнь – рецензии на спектакли стали основным его содержанием, это стало наиболее востребованным направлением со стороны читающей публики. Я не планировал становиться оперным критиком – сама жизнь к этому подвела.

Что такое опера для вас? Вообще, онтологически, и в частности, особенно сегодня…

– Без онтологического и культурологического подхода понять существо этого искусства действительно невозможно. Любое искусство должно иметь какую-то основу, какой-то стержень, не сводимый к другим видам искусства. А что такое опера – неужели только синтез, своего рода эклектика, хоть и крепко сплавленных между собой элементов, но все же отдельных и равноправных? Считаю, что через синтез мы существо оперы не почувствуем, оно у нас растворится в этой смеси. Да, синтез, но у этого синтеза есть стержень, который делает оперу – оперой. И этот стержень – безусловно, музыка: это та составляющая оперы, через которую происходит ее самоидентификация. А кроме того именно через музыку, через партитуру этот вид искусства может информационно передаваться от эпохи к эпохе, от одного поколения к другому, ее сущность раскрывается и становится понятной и через сто, и через триста лет после создания. Если от какой-то старинной оперы, скажем, осталось только либретто, или эскизы декораций, или костюмы, или литературно зафиксированное описание спектакля – этого всего даже вместе совершенно недостаточно для того, чтобы понять, что это была за опера. А партитура нам говорит сразу обо всем – о сути этого произведения. Музыка – главное в этом синтезе. В опере важна иерархия, в которой все прочие компоненты подчинены музыке. И восприятие оперы также имеет свою иерархию, в которой опять же музыка – основной носитель любой художественной информации. Ни визуальные средства, ни драматическое искусство не могут тут выходить на первый план – если они это делают, они рассеивают внимание и обкрадывают музыку: опера перестает восприниматься как опера. Сегодня как раз часто это и происходит, поэтому, по-моему, мнению, опера сегодня больше не существует. Да, театры работают, спектакли ставятся, публика ходит, но это уже не опера, а некое иное театральное действо, лишь рядящееся в оперные одежды. Оно имеет право на существование и возможно более отвечает сегодняшнему состоянию культуры и социума, но это, повторюсь, не опера. Господство зрелищности, характерное для постмодерна, фактически изъяло из оперы ее суть – музыкальное содержание, или, по крайней мере, оттеснило его настолько, что опера утратила свои сущностные черты: состоялся переход этого искусства в некое другое состояние.

Ваш взгляд на оперное искусство – системный и одновременно пессимистический: вы фактически констатируете смерть оперы, ее перерождение в нечто иное. С чем связан этот процесс?

– Это не прихоть недобросовестных деятелей оперного театра или экспансия радикальной режиссуры – это состояние культуры: именно оно, постмодернистская ее сегодняшняя суть, обусловило процесс утраты оперой своих родовых качеств. Господство фрагментарности над целым, господство эклектики над органикой, господство антиромантизма над романтической чувственностью, в целом господство вторичности над первоосновой, например, стилизации над созданием оригинального языка выразительности – это и есть постмодернизм, и эти философские антиномии совершенно несовместимы с оперой в ее классическом виде. Культура в свою очередь – отражение состояния социума, в котором по большому счету места опере нет. Опера – это элитарное искусство в силу его сложности и высокого образовательного барьера для его адекватного восприятия, и одновременно опера это во многом – стиль жизни, прежде всего элитных групп населения. Сегодняшняя элита изменила свои привычки, в определенном смысле она деградировала – и опера в ее классическом понимании более не занимает ее умов. Ей нужна эффектная зрелищность, далекая от музыкальных глубин.

Опера устояла в период первого режиссерского натиска на нее в первой трети ХХ века. В одном из интервью вы говорили об огромном запасе прочности традиции в ней. Может быть и второй натиск, более массированный, натиск наших дней, будет «перемолот» оперной традицией?

– Думаю, что сто лет назад опера стояла на ногах крепче, чем сейчас, когда противостоять постмодернистскому натиску она практически не способна. Натиск раннего авангарда дал некоторые плоды в развитии оперы, но и в известном смысле подготовил ее окончательное вырождение, поскольку усложнение музыкального языка и фактически изгнание мелодии положили в исторической перспективе конец развитию оперного жанра. Но тот авангард был искренней, пусть и неудачной в итоге попыткой обновить оперу. Постмодернизм же – это профанация всего и вся, он окончательно закрепляет деструктивные изменения в опере, ведущие к ее смерти. К тому же натиск постмодернизма находит отклик и понимание у некоторых кругов социума, публике многое нравится в том, что делают постмодернисты в оперном искусстве – значит, это состояние общества, а коли так, то опере в таком обществе не выжить.

Вы когда-то предлагали концепцию «музейной оперы». Она по-прежнему актуальна на ваш взгляд?

– Слово музейность имеет два смысла. Первый, в котором его часто используют сегодня – уничижительный: музейный – это заскорузлый, архаичный, устаревший, пыльный. Второй смысл – музей как хранилище непреходящих ценностей, всех тех достижений, что выработаны и накоплены культурой. Музейность оперы я понимаю во втором смысле – как сохранение ее в оригинальном виде. Понятно, что воссоздать оперу прошлого во всей ее полноте невозможно: сейчас все другое, включая саму публику, которая должна воспринимать такую оперу, атмосферу, в которой это происходит. Поэтому, например, претензии аутентистов мне представляются априори большой спекуляцией. Но музейность в плане уважения к музыкально-драматургической задумке автора, – это не только возможно, но просто необходимо для сохранения оперы. 

Может быть дальнейшее развитие оперы возможно именно по этой эволюционной развилке: будет существовать как бы две практики оперы – музейная пойдет своей дорогой, а постмодернистское препарирование всего и вся – своей?

– Возможно, только если каждый раз на афише будет честно написано, что это за спектакль – классическая ли это постановка «Онегина» или постмодернистские фантазии на тему.

Разрушение, которое вы констатируете в опере, присуще не только ей одной, но и многим другим формам и видам искусства. Это означает катастрофу культуры как таковой?

– Мой ответ – да. Я настроен пессимистически: культура деградирует по всем направлениям. Вместо живописи – инсталляция: это конец живописи. Вместо музыки – шум: это конец музыки. И так далее вплоть до так называемых интерактивных форм искусства. Это полное исчезновение романтической тайны и очарования искусства, связи времен, освященных традицией. Между искусством и публикой должна быть граница, у картины должна быть рама. Когда исчезает рама – это означает господство энтропии, хаоса. Финал невеселый, и я рад бы был ошибаться, но пока я не вижу никаких зачатков поворота в сторону позитива.


Читайте также


Об оружии в обмен на мирные переговоры

Об оружии в обмен на мирные переговоры

В сложившихся условиях Зеленский едва ли может что-то требовать у Запада

0
3502
Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
15984
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12605
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
14247

Другие новости