0
6712
Газета Культура Интернет-версия

12.10.2023 19:01:00

Штрихи к веку

В Новой Третьяковке показывают вторую за 20 лет выставку поступлений графики XX столетия

Тэги: новая третьяковка, выставка, век графики


новая третьяковка, выставка, век графики Опыты с выходом графики в трехмерное пространство продолжает в своих работах Иван Голицын. Фото агентства «Москва»

Проект «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова. Из новых поступлений» закроется через месяц – хрупкий и не выдерживающий долгого экспонирования вид искусства и так уже давно на виду и на свету. С момента последнего в Третьяковке показа графических поступлений прошло 20 лет, за это время коллекция пополнилась 3000 произведений. Куратор Александра Струкова и ее помощник Игорь Смекалов представили более 250 работ 73 авторов, и это тот случай, когда подборка и известных, и неочевидных имен хотя огромна, а воспринимается на одном дыхании.

В 1923 году Губком ВКП(б) Дальневосточной республики отправил подававшую надежды художницу Елену Афанасьеву (1900–1998) поступать во ВХУТЕМАС. Когда через год неблагонадежную дочь дворянина и царского офицера хотели из мастерских исключить за происхождение, за нее заступилась Крупская. Потом Афанасьева станет иллюстратором, но еще будет делать портреты передовиков производства, а еще позже, когда придет работать в Щепкинское училище, – портреты режиссеров.

В Третьяковке представлены рисунки второй половины 1920-х, как раз поры ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (художница, как тут пишут, сохранит «архив и многие раритеты этих упраздненных в 1930-м мастерских) – «В фойе кинотеатра» с «острым», впитавшим влияние немецкого экспрессионизма почерком и изображениями нэпманов на фоне пальмы и киноафиш, в том числе с Конрадом Фейдтом, – и не похожий на него второй, с утомленной кухонным рабством женщиной, на которой повис щекастый младенец. Рядом тут оказывается один из преподавателей Афанасьевой, знаменитый график Николай Купреянов с монохромным «Возвращением стада», удивительным экзерсисом на тему ритма, то есть «дыхания» линии, штриха, силуэта.

Одна из последних точек в теперешнем маршруте – вещи Олега Кудряшова, временами выходящие за рамки привычных представлений о возможностях графики. Кудряшова не стало в прошлом году, в Новой Третьяковке открывали расширенную экспозицию его работ, и нынешняя выставка тоже отчасти стала посвящением ему (показываемое сейчас было подарено музею либо самим художником в 2020-м, либо Сергеем Чобаном в 2023-м).

Перед отъездом в Великобританию в 1974-м Кудряшов уничтожил около 6000 ранних работ – вернулся в конце 1990-х. Удивительна в нем была и энергия поиска (формы, цвета, соединения разных техник), работы (в квартире размещался огромный офортный станок – жизнь и искусство как бы не были разъединены), и энергия какого-то внутреннего сопротивления и упрямого поиска своей дороги. В его произведениях эта энергия ощутима, что называется, издалека. И нервностью, и вместе с тем уверенностью линий, проступающих сквозь цвет (он был отличным колористом), они иногда заставляют вспомнить Матисса, но Кудряшов, сочетающий гравюру с акварелью, остается сам по себе. «Окна», например, совмещают эти технические хитросплетения с бумажным рельефом, они выходят в пространство, режут его своими гранями.

Опыты с выходом графики в трехмерное пространство по-своему продолжает сын Иллариона Голицына – Иван Голицын. Силуэтные портреты из серии «Светотени. Тени незабытых предков» отбрасывают тени, не соответствующие, но дополняющие бумажный образ, так Нина Симонович-Ефимова появляется рядом с Иваном Ефимовым.

«Век графики» движется по хронологии, от авангарда к Ленинградской пейзажной школе (по ней куратор Александра Струкова в свое время защищала кандидатскую диссертацию), оттуда – к графике представителя «сурового стиля» Виктора Попкова, известной хуже его живописи, к неофициальному искусству, к завораживающей фантасмагории «бумажной архитектуры». Листы складываются в панораму века с его более или менее устоявшейся художественной хронологией.

Видя и выпадающие из этой устоявшейся истории имена, и изменения, происходившие с очевидными художниками, снова понимаешь и частую условность классификаций, и, главное, сколько дорассказать да додумать про эту историю можно. Ну вот известно же, например, что сочувствовавший Малевичу Клюн потом в этом пути разочаровался, но когда видишь его рисунки второй половины 1920-х, акварельные натюрморты с влиянием Озанфана, фигура самого Клюна делается объемнее. Перспективой дорассказывания, тактично и со вкусом прочерченной, выставка и ценна. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1698
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1651
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12644
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8849

Другие новости