0
6665
Газета Культура Интернет-версия

29.10.2023 18:16:00

Еврейская тема на повестке дня

После реставрации открылся Театр эстрады, в театре "Шалом" поставили спектакль-манифест

Тэги: театр шалом, премьера, манифест, театр эстрады, хазанов, еврейская тема


театр шалом, премьера, манифест, театр эстрады, хазанов, еврейская тема Интерьеры Театра эстрады после реконструкции. Фото агентства «Москва»

В Москве после реставрации наконец открылся Театр эстрады. Хотя закрыт на ремонтные работы театр, с 1961 года расположившийся в легендарном «Доме на набережной», был всего три года, ждал обновления все восемь. В театре «Шалом», который также только вступает в свой новый этап после ребрендинга, представили премьеру сезона – театральный манифест труппы – «Шалом 48–23».

Торжественного открытия Театра эстрады проводить не стали, публике сразу предложили текущий репертуар. Театр эстрады давно утратил свою специфику – эстрады в высоком советском понятии давно нет, а значит, нет индивидуального портрета театра, изначально создававшегося как сборная программа выдающихся артистов самых разнообразных жанров – от куплетистов до чтецов, от вокалистов до сатириков. Впрочем, художественный руководитель Геннадий Хазанов готовит к ноябрю новую авторскую программу, где затронет историю театра, который переехал на Берсеневскую набережную с Садово-Триумфальной площади и ведет свою историю начиная с 1950-х годов от московского мюзик-холла. Когда-то в Театре эстрады играл оркестр Леонида Утесова, пела Клавдия Шульженко, зародился дуэт Марии Мироновой и Александра Менакера, выступали Евгений Евтушенко и Михаил Жванецкий, Аркадий Райкин и Рина Зеленая и многие, многие другие кумиры публики. А конферансье (Николай Смирнов-Сокольский, а затем Борис Брунов – им в театре стоят бронзовые памятные бюсты), объединяющие всех под эгидой бренда Театра эстрады, еще вели классическую линию сатирических фельетонов. Эта традиция была поддержана вплоть до конца 2010-х годов – здесь концертировала та самая культовая программа «Гражданин поэт». Однако «иных уж нет, а те далече»…

Но сказать, что Театр эстрады отныне очередная антрепризная сцена, было бы огульно. Сцена бывшего клуба «Дома на набережной», которая была преобразована в оттепель под театр, действительно сложна для театральных постановок – зал тысячник, где бельэтаж идет в крутой балконный подъем, а акустика неравномерна. Хорошо видно только в партере, а лучше слышно, наоборот, наверху. Но возможности оборудования действительно опережающие: механика света совершенно на новом уровне и может расцветить и укрупнить любое сценографическое решение.

В день открытия здесь сыграли мюзикл «Между двух миров», написанный по мотивам пьесы «Диббук» Семена Анского, которая была когда-то поставлена самим Вахтанговым и дала жизнь еврейскому театру «Габима». Этнографический колорит старинного еврейского местечка вкупе с энергией музыки, где клезмерские мотивы переплетаются с рОковыми, обрамляют зрелищный сюжет: бедный юноша, лишившись шанса заключить союз с возлюбленной на небесах, обращается к каббале и превращается в фольклорного злого духа. И хотя не всем зрителям ясно, зачем нужна еврейская тема в мюзикле, удивительным образом «музейная» драма становится перспективным сценарием для современного жанра, где должны быть и саспенс, и яркая любовная линия, и характерные танцы и песни. Мюзикл можно назвать постановочной удачей композитора Александра Журбина и режиссера Нины Чусовой и, конечно, солистов: Валерии Ланской в роли лирической героини Леи и Ефима Шифрина в роли многомудрого Раби Израэля.

Афишу подобрали, что называется, качественную. Да, антреприза, но приличного уровня. Хазанов продолжает ту линию, которая возникла в Театре эстрады уже под перестройку, когда режиссеры стали создавать для его репертуара независимые постановки с театральными звездами. Будут и авторские вечера, и театрализованные шоу. В рамках просветительского проекта для школьников осенью пройдут гастроли региональных театров по литературной классике. Словом, вполне разнообразно и, как говорится, не стыдно. Все-таки место задает планку: экс-Дом правительства, вписанный не только в большую историю, но и в большую литературу повестью Юрия Трифонова – с выходом в роскошный столичный пейзаж. Цены вполне демократичные, но первые ряды партера идут от 10 до 15 тыс. Свежие интерьеры в точности, даже «слишком», копируют исторические (пудровый оттенок фойе и люстры «Каскад»). Так что чувство ностальгии здесь быстро окупается, в особенности с отреставрированным над порталом сцены красно-золотым советским панно «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Премьера театра «Шалом» тоже поставлена в концертном варианте. Актеры исполняют роли участников оркестра, только вместо музыкальных соло у каждого есть монолог, а хормейстер задает ноту музыкально-литературной композиции-альманаху, где находится место и вербатиму, и историческим сценкам. Возглавив театр-наследник ГОСЕТа, худрук Олег Липовецкий переосмыслил его репертуар, сделав ставку не на формальную принадлежность к еврейству, чем театр жил в последние десятилетия, а на разноплановую афишу современно мыслящего театра. И вот теперь впрямую вместе со зрителями труппа переосмысляет прошлое театра, связывая его с сегодняшним днем. Проходят путь от 1948 года – года гибели Соломона Михоэлса, закрытия ГОСЕТа, обезглавливания Антифашистского комитета до возрождения его основ в Еврейском драматическом ансамбле и далее в «Шаломе».

Несмотря на незатейливость драматургической увязки воспоминаний актеров, которые рассказывают, порой предельно честно и откровенно, о своей жизни от детства до профессионального становления, как бы обрисовывая и свой коллектив как собрание личностей, и историю страны по известным вехам, выстраивается и даже рождается в спорах не стройная, но объемная летопись. Благодаря актерскому обаянию то ироничная, то сентиментальная, то трагическая. В силу естественной причины – возраста – личная биография только одного актера накладывается на историю театра почти от первой до последней точки. Геннадий Абрамов, старейший артист «Шалома», которого пригласил и воспитал в составе ансамбля Яков Губенко, пришедший на смену Вениамину Зускину и Беньямину Шварцеру. Абрамов – кладезь знаний, обладатель особого актерского колорита, еще старого произношения, не понаслышке знающий разницу языков идиша, фарси, «литвака» (на последнем диалекте говорили актеры ГОСЕТа), становится центром внимания, проводником большого пути театра, который собирает себя и свою идентичность заново. 


Читайте также


«Сто лет одиночества» стали сериалом

«Сто лет одиночества» стали сериалом

Наталия Григорьева

История семьи Буэндиа из Макондо обрела экранное воплощение

0
1233
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3927
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
4307
Жапаров уволил Жапарова

Жапаров уволил Жапарова

Виктория Панфилова

Отставка премьера Киргизии связана с обновлением стиля госуправления

0
2665

Другие новости