Фото предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской консерватории. Автор фото: Всеволод Коновалов
«Фестиваль продолжает развиваться во времени и пространстве, а 23 года – превосходный возраст, когда все кажется возможным и по плечу, – считает бессменный директор проекта Лидия Волчек. – Уже накоплен определенный опыт, который позволяет генерировать новые идеи, находить механизмы и технологии их реализации. Умение вписываться в существующую ситуацию, приобретенное консерваторским форумом в последние три года, а также своеобразный кураж, необходимый в работе на преодоление, дает свои результаты – у нас появляются новые друзья и партнеры, а также новые географические “завоевания”».
В программе фестиваля было немало интересных событий. Ярко проявил себя Симфонический оркестр студентов Санкт-Петербургской консерватории, который возглавляет ректор вуза Алексей Васильев. Коллектив год от года набирает силу и сейчас уже можно говорить о нем, как о еще одной серьезной творческой единице в реестре петербургских оркестров. Год назад ребята с честью исполнили «Патетическую ораторию» Свиридова, сейчас – в честь юбилея Рахманинова прекрасно аккомпанировали певцам в «Алеко» и подняли «штангу», сыграв на закрытии фестиваля вместе с пианистом Ильей Папояном Второй концерт Рахманинова и его же «Колокола».
О статусе фестиваля говорят и площадки: Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Концертный зал «Мариинский», Атриум Главного штаба, где прошел необычный концерт «Петербургские художники звука». Слушатели стали свидетелями творческих экспериментов современных композиторов с привлечением мультимедийных технологий и возможностей искусственного интеллекта.
Совсем иного рода концерт состоялся в сокровенном месте – Храме во имя Воскресения Христова, который в народе зовется «Спас на крови». Здесь вступили в своеобразное соревнование хоровые коллективы из Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя все многообразие стилевых манер и интерпретаций. Это красивейшее место диктовало выбор программы, естественно сфокусированной на духовной музыке. Резонанс звучания голосов, молитвенных текстов, мозаичных изображений святых, Христа, Богоматери создавал вокруг слушателей невероятную ауру: это было особое священнодействие с помощью эмоциональных волн, рожденных музыкой.
Каждый из коллективов привез репертуар, наиболее показательный для себя. Открывавший программу Академический хор РАМ имени Гнесиных под управлением Дениса Морозова спел сочинения Павла Чеснокова, Виктора Калинникова, Николая Голованова, Сергея Рахманинова – композиторов, связанных с традициями Московского Синодального училища. Прекрасная артикуляция, рельефная динамика, постоянный контакт певцов с дирижером – не только слушать, но и наблюдать за исполнением этого коллектива было необычайно увлекательно.
Хор Санкт-Петербургской консерватории выступил под началом гостя фестиваля – Андрея Саврицкого, представлявшего Белорусскую академию музыки. В дни фестиваля молодые певцы участвовали в мастер-классах, и этот блок программы был подготовлен фактически за несколько репетиций. Рядом с красивыми композициями Александра Гречанинова, Николая Бутомо не потерялось сочинение самого Саврицкого («Благослови, душе моя, Господи»), показавшего себя знатоком традиции. Оно стало соединительным мостиком между классикой и современностью, которой была посвящена следующая часть вечера.
|
Для Камерного хора Московской консерватории музыка наших дней – родная стихия. Его художественный руководитель, профессор Александр Соловьёв часто побуждает композиторов к созданию новых сочинений специально в расчете на исполнительские возможности своего коллектива. В его орбите – не только столичные авторы, но и представители практически всех регионов – от Владивостока до Сибири. Екатеринбуржец Вячеслав Зуев нашел в лице Соловьёва идеального интерпретатора, сумевшего выстроить драматургию масштабного, почти получасового Концерта для хора на стихи Псалтыри и Святого Преподобного Ефрема Сирина. В музыке нашли отражения и благочестивые размышления, и трепет перед Ссудным днем. Завораживающе парил голос Марии Челмакиной в номере «Приидет день Господень». А в пятой части – Аллилуйя – певцы окружили публику, встав по всему периметру зала, чтобы стереофоническое звучание окутало слушателей. Этот момент, несомненно, стал одной из кульминаций вечера и доказательством мощного исполнительского и художественного потенциала Камерного хора МГК, всегда умеющего удивить нестандартностью подходов.
Силу хорового братства продемонстрировал финал программы, когда на алтарных ступенях выстроились певцы всех трех коллективов. К нему один за другим выходили уже знакомые нам герои - дирижеры Андрей Саврицкий, Александр Соловьёв, Сергей Екимов, и специальный гость – ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский, также принимавший участие в мастер-классах фестиваля. Казалось бы сводный хор прежде всего должен запомниться громогласностью, однако гораздо больше в трактовках этих артистов было изысканности, рафинированности и детальной отделки фраз и штрихов. Запомнились арабески в «Херувимской песни» Ирины Денисовой, которые выплетали голоса под руками Андрея Саврицкого, вибрация обертонов в паузах в Triodion Арво Пярта, в которые вслушивался Александр Рыжинский, проникновенная исповедальность тона в номере «Да святиться имя Твое» Родиона Щедрина, возникшая благодаря искусству Александра Соловьёва. Наконец, завершающей точкой стал фрагмент из Концерта для хора на слова Григора Нарекаци, где автор и дирижер Сергей Екимов нашел особенно щемящие интонации к словам о милосердии и раскаянии, таким актуальным всегда, а в наше время – особенно.
комментарии(0)