0
5911
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2023 17:55:00

Воланд vs Франкенштейн. Инфернальные образы в театральном Петербурге

Тэги: мариинский театр, петербург, оперная премьера, мастер и маргарита, музкомедия, мюзикл, франкенштейн, театральная критика


мариинский театр, петербург, оперная премьера, мастер и маргарита, музкомедия, мюзикл, франкенштейн, театральная критика Постановки «Мастера и Маргариты» Петербург ждал почти полвека. Фото Натальи Разиной / Мариинский театр

Петербургская премьера оперы «Мастер и Маргарита» Слонимского на Новой сцене Мариинского театра и мировая премьера мюзикла «Франкенштейн» Игнатьева в Театре музыкальной комедии предстали друг за другом ударной рифмой на тему вселенского зла и методов борьбы с ним. Булгаковская опера приехала на гастроли из Самары – спектакль был поставлен осенью и идет в Театре оперы и балета.

При том что в последний год трудно не заметить, как во многих театрах воцаряются то комедии, то комические оперы, пьесы со счастливым концом – время-то, чего уж тут, ого-го какое веселое, поэтому отчего ж не послушать какого-нибудь Россини, – появление в афише таких опусов, как «Мастер и Маргарита» и «Франкенштейн», подобно грому среди императивно создаваемого «ясного неба». Эти два, казалось бы, ну очень разных названия в полярно разных жанрах так сейсмически сильно и стильно отразили происходящее здесь и сейчас, что оставалось только изумляться и убеждаться в истине избитого утверждения «вызвано духом времени». В мюзикле «Франкенштейн» режиссер Алексей Франдетти азартно взялся ставить историю о том, как зло порождает зло и остановить серию жестоких убийства невозможно, тем более когда на тропе войны стоит чудовище, сшитое из чужой плоти. Ужасы убийств тем страшнее, что происходят в 1972 году – в пору расцвета хиппи с их неустанными призывами к радости, счастью и любви, что так активно слышно в стилизованной под тембры и ритмы эпохи оркестровой партитуре. Этот мюзикл стал звездным часом для Алексея Штыкова, с вулканической силой и дикой страстью сыгравшего Создание. Финал спектакля ввел зал в оцепенение, когда десятки убитых были выстроены клином, после чего оркестр умолк, а в зале раздается лишь голос: «Суд удаляется для вынесения приговора». Здесь перехватывает дыхание так, что, кажется, тебя вот-вот разорвет от боли и отчаяния.

Опера «Мастер и Маргарита» очень долго ждала своего рождения на петербургской сцене. Ее создатель Сергей Слонимский так и не дождался, если не считать полусценического исполнения первого акта в Михайловском театре в 2012 году, в год 80-летия композитора. Ее продирижировал сам Владимир Юровский, вспомнив, как в 1989 году ассистировал своему отцу Михаилу Юровскому, который готовил концертное исполнение в Большом зале Московской консерватории. Ну а в момент своего непосредственного композиторского рождения в 1972 году эту оперу постигла участь запрещенного опуса: слишком не остыла еще история с романом Булгакова, первая книга которого была опубликована лишь в 1966 году, спустя более четверти века после смерти писателя. В Самаре, где помимо общей истории театра существует контрапункт истории премьер Сергея Слонимского, на постановку оперы был приглашен режиссер Юрий Александров, масштабу личности которого идеально подошла полифония Булгакова, хотя и современный музыкальный язык хорошо ему знакомого ленинградского композитора тоже отозвался в нем живейшим человеческим и профессиональным высказыванием.

История о появлении дьявола в столице нашей родины, призванного туда для борьбы с нечистью и мракобесием пролетарско-коммунистического режима, отразила настроения писателя, мечтавшего избавиться от своих тупоголовых гонителей и мучителей. Однако в опере Слонимского не она оказалась в центре внимания композитора, хотя прозаседавшимся в МАССОЛИТе все же досталось – пожар случился. Нет в опере и знаменитой пышной барочной сцены «окормления народа валютой» – фокусов с разоблачениями в варьете, а все ее умопомрачение и шабашный угар передались балу у Воланда, где композитор пустился во все тяжкие, словно решив расквитаться с жанрами музыкального побеждающего масскульта, устроив разнокалиберные дикие пляски смерти. Вместе с либреттистами Юрием Димитриным и Виталием Фиалковским Сергей Слонимский сфокусировал оптику на фигуре Понтия Пилата, диалог которого с Иешуа открывает оперу. Пилат стал идеальным объектом, замыкающим основную философско-этическую дилемму романа сосуществования добра и зла в человеке, их относительности, коль скоро Воланд, ярчайший представитель нечистой силы, является в Москву, чтобы помочь гонимым писателям справиться в борьбе с адом, чинимым системой, а значит, совершить доброе дело и подтвердить гетевское «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». А уж чего стоит мудрая психотерапевтическая философия Воланда в его разговорах с Бездомным и Берлиозом, с Маргаритой – за это Булгакову, а вслед за ним и Слонимскому стоит сказать отдельное большое человеческое спасибо.

Юрий Александров впервые за многие годы работал не со своим постоянным художником Вячеславом Окуневым, а с Сергеем Новиковым, художником по свету выступила Ирина Вторникова. Однако визуальная сторона спектакля как по цветовой гамме, так и по фактурам, силуэтам и формам воландовским образом до смешного оказалась очень похожей на хорошо знакомую стилистику постоянного партнера режиссера. Хронотоп спектакля соединил три лестницы, ведущие к трем евангельским крестам, трон Пилата, рояль, телефон и трамвай. Последний проявил свои многофункциональные возможности почти как карающий объект из фильма ужасов, сначала убив Берлиоза (в опере это – Здравомыслящий), а затем обеспечив пожар и полет Маргариты на бал.

Юрию Александрову было не до интерпретации – разобраться бы с хитросплетениями романа, чтобы не заблудиться во времени-пространстве. Впрочем, об этом изначально позаботился композитор, отказавшись от ряда сюжетных линий, сосредоточившись на главном, в том числе на проблеме Пилата с его мучительно скользким вопросом «Что есть истина?», который в одной из сцен появляется фактически в сталинском кителе, давая вспомнить афоризм Иосифа Бродского о том, что история человека – это в лучшем случае история костюма.

Огромный роман Булгакова Слонимский «упаковал» в двухактную оперу объемом менее трех часов, а большому симфоническому оркестру, подозревая о возможных сложностях продвижения, предпочел оркестр камерный, который связал тесными нитями с тембральными характеристиками персонажей, подобно марионеткам. Дирижер Евгений Хохлов провел ювелирную работу по симфонической огранке партитурных линий, выстроив очень живой, дышащий, пронзительно ясный организм, позволивший певцам чувствовать себя максимально органично в прихотливой, хотя и очень рационально организованной музыке. Каждая из вокальных работ, а их в этом спектакле насчитываются десятки, включая хор, получилась, согласно партитуре, невероятно рельефной, с индивидуальной прорисовкой. Мастер и Маргарита (Владимир Боровиков и Анастасия Лапа), носящие все серое, сочинены Слонимским так, чтобы показать личности не столько незаурядные, сколько как будто самые обыкновенные, которым хочется простого человеческого и в то же время какого-то необыкновенного счастья и чуда в стране, где они не ожидаются или даже невозможны в ближайшее время. Каждый из них насквозь пропитан меланхолией. Мерзкого Иуду под стать Смердякову Достоевского исполнил Иван Максимейко, мятежного Левия Матвея – Михаил Губский, вальяжного Воланда – Максим Сударев, а обреченного Иешуа – Роман Николаев. Но верхом композиции от начала до финала оставался баритон Сергей Лейферкус, который не случайно согласился на эту головоломную партию Понтия Пилата, ибо кому как не ему знать, где и как в опере искать ответа на вопрос «Что есть истина?».


Читайте также


Юрий Башмет возвел мост между двумя столицами

Юрий Башмет возвел мост между двумя столицами

Надежда Травина

На открытии Зимнего международного фестиваля искусств маэстро объединил московские и петербургские оркестры

0
7107
Петербург, монстры и потомственные чаровницы

Петербург, монстры и потомственные чаровницы

Анастасия Шевченко

Городское фэнтези с мрачно-ехидными интонациями

0
5444
2. Большой театр вступил в другую эпоху

2. Большой театр вступил в другую эпоху

Валерий Гергиев отработал год в качестве генерального директора в своем стиле

0
13004
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
5784

Другие новости