0
5677
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2023 19:09:00

Лев Додин возродил "Короля Лира"

Спустя 17 лет спектакль вновь в афише Малого драматического театра

Тэги: малый драматический театр, премьера, король лир, лев додин, театральная критика


267-7-2480.jpg
Додин поставил спектакль о Лире,
существующем в абсурдном мире. 
Фото со страницы МДТ – Театра Европы
во «ВКонтакте»
В Малом драматическом театре – Театре Европы состоялась премьера – «Король Лир». Через 17 лет Лев Додин вновь обратился к этой трагедии Шекспира. И вновь в прозаическом переводе Дины Додиной и сценографии Давида Боровского, обновленной Александром Боровским.

Питер Брук ставил своего знаменитого «Короля Лира» (1962), отталкиваясь от абсурдистской пьесы Беккета «Конец игры». Лев Додин поставил о жизни, нормой которой стал абсурд.

В спектакле сценическое время не совпадает с той быстротой, с которой начинает протекать жизнь Лира после того, как он разделил свое королевство. В интерпретации Льва Додина все становится ясно значительно быстрее, чем в трагедии Шекспира. Некогда всемогущий король Лир стал стар, не замечает бег времени в изменившемся мире, не понимает, что в этом мире ему нет места. Непредусмотрительно разделив королевство между двумя дочерьми, прокляв правдивую Корделию, он оправдал собственный афоризм – из ничего и будет ничего.

На первый взгляд Лир (Сергей Курышев) далеко не трагический герой – слишком гротескны его речи и поступки, оттененные непривычно юным шутом с его беспощадными шуточками, бесстрашно выкладывающего правду Лиру в лицо о том, что мир его не принимает. Лир это осознает далеко не сразу. Должны были состояться встречи со слепым Глостером, над которым надругался сын, и с оскорбленным Кентом, что помогло Лиру осмыслить жестокость не только его дочерей Гонерильи и Реганы, но и собственную и почувствовать благородство Корделии. Этого не выдерживает психика старого короля, и он забывается сном, в котором возникают три его прелестные дочери такими, каких он их знал и любил. Меняются черты его лица, которое в этом смертном сне становится прекрасным лицом мудреца. Возникает рифма с «Бурей», последним шедевром Шекспира: «Мы созданы из вещества того же, // Что наши сны. И сном окружена // Вся наша маленькая жизнь».

Лев Додин поставил спектакль о Лире, существующем в абсурдном мире, отражением которого являются его собственные поступки и неясные ему действия дочерей. Сергей Курышев, за плечами которого большой список созданных им образов в разных эстетиках, идеально воплотил замысел Додина. Только в первых сценах мы находим созвучие нашей обыденной жизни с семейными и служебными неурядицами. Трагическое прозрение Лира, случившееся во сне, – результат его погружения в жизнь и ее осмысления. Образ освобождается от гротеска, остается Человек во всем своем величии. Цена этого духовного преображения – немыслимые страдания, выпавшие на его долю, в результате которых произошло очищение. Как же это сейчас нужно!

Труппа поняла и воплотила философский замысел режиссера, и потому так убедительно верны долгу и королю Глостер (Сергей Власов) и Кент (Игорь Иванов). Сыновья Глостера – благородный Эдгар (Михаил Титоренко) и обаятельный красавчик, но абсолютный негодяй Эдмунд (Евгений Зайфрид) – зеркально отражают взаимоотношения Лира с дочерьми. Озорной насмешник Шут (Никита Каратаев), напоминающий Пэка из комедии «Сон в летнюю ночь» с его злыми шуточками и песенками, помогает Лиру постепенно осознать многое, прежде ему неведомое. Бренчание Шута на пианино останется с Лиром и после того, как Шут исчезнет. Пианино будет разговаривать с Лиром языком Шута, и в дотоле эгоистичном короле начинает говорить благодарная память о слуге.

Преображение Гонерильи (Марина Гончарова) и Реганы (Дарья Ленда) и появление рядом с ними преданной Корделии (Анна Завтур) во сне Лира все ставит на свои места. Он примирен не с миром, но с собой. Мир остался прежним. Додин ставит не точку, но многоточие. Размышления о короле Лире, жившем в дохристианские времена, связаны с сегодняшним днем без всяких внешних параллелей, аналогий и намеков. Таков, как формулируют философы, удел человеческий. 

Санкт-Петербург


Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
673
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
608
Андроид-компаньон устраивает бунт

Андроид-компаньон устраивает бунт

Наталия Григорьева

Парень настроил девушку под себя – и просчитался

0
2439
Итальянский режиссер оживил традицию

Итальянский режиссер оживил традицию

Марина Гайкович

Шаляпинский фестиваль в Казани открылся премьерой оперы "Кармен"

0
4933

Другие новости