Фото Дарьи Курдюковой
В главном здании выставочный год будет натюрмортным. Весной куратор Виктория Маркова представит «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Больше 60 произведений расскажут, в частности, о специализации художников в зависимости от региона. В Риме живописцам нравились цветы и фрукты на фоне парков, в Неаполе цветочные натюрморты тоже были в ходу, но еще там распространилась понятная с учетом географии мода на «рыбные уловы». А вот авторы из Бергамо предпочитали натюрморты с музыкальными инструментами.
После летнего перерыва на «Три времени Рима» (директор ГМИИ Елизавета Лихачева и архитектор Максим Атаянц соберут графику и живопись, демонстрирующие, как с течением времени менялся взгляд на Вечный город) натюрмортные размышления в главном здании продолжит логичная для этого жанра фламандская тема. Вадим Садков в октябре откроет экспозицию «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века: картины и рисунки из музеев и частных собраний России». Обещают больше 80 произведений, отражающих разные типы и развитие фламандского натюрморта.
В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в марте откроется выставка к 100-летию Владимира Вейсберга. Ее начинала готовить Анна Чудецкая, погибшая в ДТП 28 ноября, проект посвятят ее памяти. Благодаря Чудецкой, ведущему научному сотруднику отдела личных коллекций ГМИИ, в музей поступила коллекция Вейсберга, ему же была посвящена ее диссертация и вышедшая в 2018 году книга.
К 130-летию амазонки авангарда, жены Родченко Варвары Степановой летом в Галерее покажут проект «Подруги», сфокусированный на «сообществе женщин-художниц, чьи судьбы пересекались в период 1920-1950-х». Кроме ожидаемых Степановой, Поповой, Удальцовой и Экстер речь пойдет о сестрах Чичаговых и Анастасии Ахтырко, Елизавете Игнатович и Евгении Лемберг, Эсфири Шуб и, разумеется, о Лиле Брик.
Одна из самых ожидаемых выставок откроется в ноябре. «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» — кураторский рассказ Алексея Петухова о той части коллекции Сергея Щукина, которая по сравнению с французскими импрессионистами и модернистами не на слуху. Живопись старых итальянских и нидерландских мастеров, барочная скульптура, древнерусская иконопись, египетские, китайские, японские и индийские древности, фарфор. Хотя после национализации многое осталось в Пушкинском музее, «непрофильные» предметы передали другим институциям, от Музея Востока до Оружейной палаты и Музея религии, от Кусково и Останкино до музеев Астрахани, Махачкалы и Якутска.
Помимо этого запланированы камерные экспозиции. В главном здании возле Белой лестницы покажут части цикла, посвященного Государственному музею нового западного искусства. Начнут в феврале показом акварелей Тырсы «Зал Матисса в ГМНЗИ». Продолжатся рассказы о результатах реставрационных исследований — в конце января представят два «Руанских собора» Моне. Обещают сделать какое-то количество мини-показов, касающихся недавно поступивших в музей работ. Кроме того, в течение года Елизавета Лихачева решила поэтапно закрывать залы старых мастеров на переэкспозицию — то, что было сделано сценографом и куратором Патриком Уркадом, ее не устраивает.
А еще весь год музей будет публиковать материалы, посвященные Ольге Ройтенберг, исследовательнице, возвращавшей из небытия имена забытых художников XX века. Благодаря ней есть ставшая знаковой книга «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». На 2025 год Пушкинский музей готовит посвященную ей выставку.