Валерий Гергиев и Владимир Урин 1 декабря в Большом театре. Фото РИА Новости
Этого назначения ждали с весны 2022 года, когда президент России предложил Валерию Гергиеву подумать о возрождении Дирекции императорских театров, имея в виду, очевидно, объединение Большого и Мариинки. 1 декабря Татьяна Голикова представила Большому нового руководителя, мрачную атмосферу этой встречи нарушили лишь овации, которыми коллектив наградил Владимира Урина.
Аплодисменты не дежурные: директора в театре уважали. И было за что. Большой стал островком стабильности, в то время как Мариинский разрастался и погружался в хаос.
Назначение Гергиева позади. Впереди – одни вопросы, и главный из них: как один человек организует управление двумя театрами, чья структура максимально усложнена огромными труппами, филиалами по всей стране и так далее? Большой не станет филиалом Мариинки, Дирекции создано не будет, театры, по словам Голиковой, будут существовать независимо.
Что представляют собой оба театра? Большой имеет три здания – Историческую сцену, Новую и Камерную имени Бориса Покровского. Строится филиал в Калининграде. Мариинский обладает тремя зданиями с множеством сцен в Петербурге – историческая, новая сцена и концертный зал, а также филиалы во Владивостоке и Владикавказе. Репертуар театров огромен, в них работает несколько тысяч человек. Кроме прочего Валерий Гергиев возглавляет Московский Пасхальный фестиваль, он – президент Конкурса имени Чайковского. Спустя несколько дней после назначения в Большой он стал по предложению Владимира Машкова еще и сопредседателем Союза театральных деятелей. Но кроме всего названного или даже прежде всего Валерий Гергиев – дирижер. И если какой-то фронт работы можно делегировать, чего маэстро делать не любит, предпочитая все решения принимать самостоятельно, то место за пультом делегировать невозможно. Это требует времени, сил, отдачи.
Гергиев, судя по всему, не имеет никакой программы управления Большим. Ни административной команды, ни стратегической программы. На названной встрече с коллективом – а это было его единственное публичное посещение своего нового места работы, премьера балета «Пиковая дама» прошла без свеженазначенного директора (зато присутствовал предыдущий) – Гергиев сказал о возможных обменных гастролях, а также о том, что хочет вернуть в репертуар Большого оперу Мусоргского «Хованщина». И то, и другое оптимизма не внушает: последние премьеры Мариинского театра получили низкие оценки в профессиональной среде, что же касается «Хованщины», не исключено, что в Большой вернется его же спектакль, в свое время дублированный для Кировского театра.
Репертуарные планы Большого, впрочем, начали рушиться в последние дни директорства Урина, когда из афиши были сняты грядущие премьеры «Самсона и Далилы» в постановке Адольфа Шапиро и «Евгения Онегина», с которым в театре должен был дебютировать Сергей Урсуляк.
Заметим, что Гергиев назначен генеральным директором театра. Таким образом, вопрос отсутствия музыкального руководителя обостряется: с трудом верится, что Валерий Абисалович сможет кому-то доверить эту должность. То же и с художественным руководством. Махар Вазиев, руководитель балетной труппы, в свое время уехавший из Мариинского театра в Ла Скала, снова работает под управлением Гергиева. Вазиев может влиять на репертуар. В опере формированием репертуара после увольнения Тугана Сохиева, который оставил пост музыкального руководителя театра после начала СВО, занимались директор и руководитель отдела стратегического планирования Ирина Черномурова, которая уволилась вслед за Уриным. Парадоксальным образом должности худрука и главного дирижера театра одновременно и вакантны, и заняты.