Мария Ревякина вывела «Золотую маску» на уровень крупной театральной институции. Фото агентства «Москва»
Главный аргумент Союза театральных деятелей, который взялся за серьезную реформу «Золотой маски», весьма размыт: «фестиваль утратил доверие государства и спонсоров». Летом стало известно, что СТД как один из учредителей фестиваля и премии серьезно переписывает Положение о премии, и изменения коснутся всех его положений – управленческого, экспертизы и номинантов.
После общественного обсуждения, в основном в виде открытых писем, которые российские театральные деятели писали в адрес Александра Калягина (а тот отвечал тем же образом), предстояло заседание Секретариата СТД. Где дело «Маски» отложили до лучших времен, поскольку предстояли экстренные перевыборы аппарата Союза. Единственное, что удалось СТД к тому моменту, это разорвать контракт с АНО «Золотая маска», которым, как и фестивалем, 20 лет успешно руководила Мария Ревякина.
Согласно так и не принятому Положению функцией президента премии наделяется глава СТД. Предполагалось, что им станет Александр Калягин, пока его самого не попросили уступить место более лояльному кандидату. Но, к чести Калягина, который поддерживал изменения уклада «Золотой маски», сам фестиваль он ценил.
Руководителем новой дирекции стал Владимир Мишарин, функционер по складу деятельности. На сегодняшний день ему удалось зарегистрировать юрлицо и создать новый логотип. В декабре – уже после выборов – в СТД обсуждали новый вариант Положения, согласно которому у СТД будет больше свободы в выборе номинантов, у экспертов, соответственно, меньше. Максимальное количество номинированых спектаклей может быть не более пяти. К ним добавляются выдвиженцы от каждого федерального округа. Состав экспертного совета пока не объявлен, хотя в декабре он уже должен начинать работу. По крайне мере, так было раньше.
Что касается организации фестиваля 2024 года. От имени дирекции театрам-номинантам разосланы письма с требованием предоставить запись спектаклей. Не исключено, что по цензурным соображениям. Было ли письмо с обсуждением технического райдера, необходимого для подбора московской сцены, не известно. Если фестиваль все же решат проводить весной, не исключено, что жюри, состав которого тоже пока не сформирован, будет смотреть видео в кинозале. Собрать такой масштабный проект, как это было прежде, с показом всех номинированных спектаклей в Москве, новой команде (которой пока нет, есть только директор и дирекция) не под силу.