Художники Серебряного века часто обращались к религиозным темам. Фото пресс-службы музея «Новый Иерусалим»
В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» в подмосковной Истре при поддержке регионального Министерства культуры и туризма вот уже месяц идет выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». Как видно из названия, проект исследует отражение культурного наследия XVI–XVII столетий в работах мастеров конца XIX – первой трети XX века. Экспозиция, в которой представлено более 240 работ из собраний 19 музеев и частных коллекций, показывает, как через эстетику допетровского времени художники пытались понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты. Выставка продлится до 16 июня 2024 года.
На рубеже XIX и XX веков русские художники часто обращались к истории и визуальным образам XVI–XVII столетий, переосмысляя их и всю допетровскую эпоху в своем творчестве. Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века» показывает различные проявления этого интереса. Среди экспонатов, размещенных на площади более 3 тыс. кв. м, – полотна Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Александра Головина, Константина Коровина, Дмитрия Стеллецкого, Кузьмы Петрова-Водкина и др. В экспозиции собрано более 240 работ из собраний музея «Новый Иерусалим», Третьяковской галереи, Русского и Исторического музеев, Театрального музея имени А.А. Бахрушина, Музея искусства народов Востока, музея-заповедника «Абрамцево» и др.
Проект занял целый этаж в музее «Новый Иерусалим», а одна из его особенностей – интеграция с постоянной музейной экспозицией. «Для «Нового Иерусалима» это первый подобный опыт, когда временная выставка вступает в диалог с собственной коллекцией музея, – отметила директор музея Анна Антипенко. – Наше собрание началось и строилось с фундамента, в основе которого знаковые предметы XVII столетия. Замысел в том, чтобы, проходя залы постоянной экспозиции, посетитель погружался в эпоху, напитывался искусством того периода, и затем, переходя уже к пространству временной выставки как к кульминации, смог иначе, осмысленно посмотреть на работы художников Серебряного века и их погружения в XVII век, ставший мощным источником вдохновения».
Действительно, основа коллекции «Нового Иерусалима» – предметы XVII века, в том числе связанные с Ново-Иерусалимским монастырем и патриархом Никоном, которые посетители видят в начале выставки. Среди других интегрированных в экспозицию работ из музейного собрания – стилизованные парсуны Дмитрия Стеллецкого и религиозные композиции Натальи Гончаровой.
В экспозиции представлено более 240 работ из собраний 19 музеев и частных коллекций. Фото пресс-службы музея «Новый Иерусалим» |
«В эпоху политических, идеологических и художественных разногласий увлечение эстетикой XVII века объединяло таких далеких друг от друга художников, как Билибин и Филонов, Рябушкин и Кандинский, Стеллецкий и Гончарова, – отметил искусствовед, куратор выставки Василий Успенский. – В этом был не просто исторический интерес, но и попытка через обращение к XVII веку понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты. Выставка «Формула Руси» пытается суммировать их труды и вновь обратить внимание зрителя к сложному, самобытному и прекрасному последнему веку допетровской России».
Экспозиция также отражает «темный» и «светлый» миф о допетровской Руси, критическое и восторженное восприятие этой эпохи – косной, отсталой, жестокой или, наоборот, духовной, чистой, самобытной. Эти мифы и сейчас сосуществуют в русской культуре, дополняя друг друга.
Андрей Рябушкин, Сергей Иванов, Аполлинарий Васнецов, Иван Билибин, Дмитрий Стеллецкий, Николай Рерих, Павел Филонов – все эти художники, чьи полотна представлены на выставке, черпали вдохновение в культуре XVII века. Попытки осмысления наследия допетровской эпохи заметны в произведениях художников Абрамцевского кружка и «Бубнового валета», символистов и радикальных модернистов. В работах сочетается глубокое понимание исторических реалий с собственным видением. Для одних первостепенной была визуальная составляющая, поставленная выше драматизма и психологизма, для других – мистически духовная.
Хронологические рамки Серебряного века иногда расширяют до начала 1930-х годов, а последние отблески этого периода можно найти даже в 1960-е годы. Так и интерес к XVII веку прослеживается и далее, вплоть до работ Павла Филонова и его учеников, которые в поиске новых художественных идей обращались к истокам изобразительности, включая национальные.
***
Проект «Зима в Подмосковье»
Для жителей и гостей Подмосковья каждый сезон Министерство культуры и туризма Московской области готовит обширную программу. Все самые интересные события, маршруты и достопримечательности собраны на портале welcome.mosreg.ru.