0
5200
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2024 17:39:00

Пушкинский музей открыл гастрономически-барочную выставку, важную для науки

Суета сует в изобилии

Тэги: пушкинский музей, выставка, эпоха барокко, итальянская живопись

On-Line версия

пушкинский музей, выставка, эпоха барокко, итальянская живопись Виноград, цветы, фрукты – кругом. Фото агентства «Москва»

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» объединили около 70 произведений из Пушкинского музея, Эрмитажа, Пермской художественной галереи, Курской картинной галереи, Моршанского историко-художественного музея, Петергофа, Павловска, Гатчины и еще нескольких собраний – и открываются характерной натюрмортно-портретной причудой Арчимбольдо из неназванной частной коллекции. Сам проект балансирует на – или за, с изобилием винограда, арбузов, грибов и окороков – грани избыточности гастрономического толка. ГМИИ даже вступил в коллаборацию с известным супермаркетом, который теперь будет рекламировать экспозицию. Но куратор Виктория Маркова вела ее к научной цели – это первая в стране выставка итальянского натюрморта. Осенью в Пушкинском намерены сосредоточиться на Снейдерсе и более привычном фламандском натюрморте.

От обилия виноградных гроздей начинает укачивать, а конкурентом цветочным натюрмортам в день открытия, судя по любителям фотографироваться, стали пышные живые композиции на розовой лестнице и в Итальянском дворике. Буйство цветов и красок по обе стороны картинной плоскости вкупе с барочным пафосом приглушают способности восприятия и ориентирование во времени. Перефразируя Чехова, думаешь, что фрукты и цветы все сыплются и сыплются.

После сложносочиненных проектов Пушкинского «Всеобщий язык» или «Салоны» Дидро» фокус на моножанровой выставке может разочаровать, но смысл ее в первом явлении публике и многих произведений, часть которых обычно томится в запасниках, и кураторских исследований и атрибуций, которые велись в течение десятилетий.

По искусствоведческим меркам история вопроса молода. В 1910-х вышли статьи «об отдельных мастерах либо локальных явлениях», целостной картины не создавшие. Импульсом к разработке темы стала панорамная выставка, в 1952-м показавшая в Париже натюрморт всех времен и народов – «От Античности до наших дней». Вслед за ней в первой половине 1960-х появилась монография Джузеппе де Логу уже конкретно об итальянском изводе жанра, инспирировавшая экспозиции в Неаполе, Цюрихе и Роттердаме. Следующей вехой стал двухтомник об итальянском натюрморте, изданный под редакцией Федерико Дзери относительно недавно, в 1989-м.

Фламандским изобильно-витальным «лавкам», голландским изысканным, проветренным холодноватым воздухом «завтракам», роскошным пронк-натюрмортам, а еще вазам, что наполнены цветами разных сезонов, символикой и живописной маэстрией, и вечным напоминаниям о «суете сует» – vanitas – Италия отвечала то соответствиями, то своими вариациями. В Риме предпочтение отдавали натюрмортам на фоне парков, и это как раз итальянская специфика. По словам Виктории Марковой, впервые они появились у Микеланджело Черквоцци, хотя его имя с такими композициями долго не ассоциировали, привычно связывая с бытовыми и батальными сценами. На выставке, правда, он представлен другой композицией с заслоняющими собой без остатка фон виноградом и арбузом, причем вещь эта числилась в Эрмитаже с иным авторством. Нынешнее установила в середине 1970-х как раз Маркова, а в начале 1980-х картину передали в Останкино. За натюрморт на лоне природы сейчас отвечает болонец Кандидо Витали с охотником, комично заснувшим отчего-то рядом с двумя корзинами, большой – с виноградом (да-да, он тут везде), цветами и фруктами, и поменьше – с подстреленными птицами. Возле первой с несколько недоумевающим видом чего-то ждет пес. Цветочные натюрморты в Италии, естественно, тоже практиковали: одним из самых интересных его ответвлений теперь оказалась флорентийская мозаика с райским садом, выполненная на столешнице в мастерских великого герцога Тосканского.

В Неаполе прижились цветочные натюрморты и географически логичные рыбные уловы. Показывают, например, рыб на медном тазу кисти Джузеппе Рекко. Петергофская вещь прежде не публиковалась и вообще считалась голландской живописью – авторство ей вернула Маркова. А в Бергамо, неподалеку от Кремоны с мастерскими Амати, Страдивари и Гварнери – появился новый тип натюрмортов с музыкальными инструментами. Бегущие пестроты скрипки, лютни, глобусы и карты на работах Бартоломео Беттеры разнообразят пространство Белого зала и кажутся мысленным приветом немецким гуманистическим портретам, прежде всего «Послам» Гольбейна, сопровождаемым ученым натюрмортом, вероятно, имевшим еще и политико-религиозное измерение. В конце концов выставка выходит за рамки барокко, и когда на колоннаде появляются забывшие бравурность тихие и будничные натюрморты Карло Маджини (1720–1806), глаз отдыхает.

Трудности в атрибуции и изучении этого жанра в Италии обусловлены тем, что художники редко их подписывали, а зафиксированы работы обычно разве что в платежных документах. Тем не менее сейчас представлен длинный ряд городов и имен, от Кастильоне, Бернардо Строцци до римского последователя Караваджо, употребившего караваджистский свет и пыл на продавца фруктов, – и тех, чьи фамилии мало что говорят неспециалистам. Есть даже приезжавшие в Италию «северяне». К сожалению, комментариев к конкретным работам, которые, как кажется, должны быть насыщены символами не меньше североевропейских, или к биографиям художников в залах нет. За всем этим нужно обратиться к каталогу, где, в частности, куратор пишет, что итальянцев символизм в этом жанре не особенно занимал.

Но о vanitas думали и они. Предки Якопо Лигоцци были декораторами и трудились, в частности, для Габсбургов, сам он, переехав из Вероны во Флоренцию, сначала по заказу Франческо I Медичи рисовал иллюстрации для атласов (сейчас показывают таких рыб), но этим ограничиваться не желал. Разлагающаяся женская голова с косами, в серьгах, в окружении драгоценных символов бренности – авторский повтор: изначально аллегория была написана на обороте портрета, по-видимому, свадебного. Картинка теперь стыдливо «спряталась» на боковой стене в атриуме, но это одна из самых запоминающихся тут работ, и стоит ее отыскать. Итальянский перевод «суеты сует» прозвучал в ней так, что подивились бы привычные к назидательно-живописному физиологизму фламандцы с голландцами.


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1114
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1074
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11963
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8470

Другие новости