0
4153
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2024 18:53:00

"Женские характеры" глазами мужчины

Музыкальные образы вымышленных и реальных героинь в новом релизе с музыкой Ильи Демуцкого

Тэги: музыка, илья демуцкий, балетная музыка, диск, женские характеры


музыка, илья демуцкий, балетная музыка, диск, женские характеры Европейская киноакадемия признала Илью Демуцкого лучшим композитором Европы – 2016 за музыку к фильму «Ученик». Фото РИА Новости

В марте вышел диск «Женские характеры» с фрагментами балетов «Анна Каренина», «Габриэль Шанель» и «Оптимистическая трагедия» на музыку Ильи Демуцкого. В России композитор известен прежде всего громкими постановками на сцене Большого театра России, где в хореографии Юрия Посохова один за другим увидели свет его балеты-блокбастеры «Герой нашего времени», «Нуреев» и «Чайка».

Однако в его портфолио не менее 150 сочинений, среди которых особое место занимает реализованный совместно с Третьяковской галереей проект оперы «Черный квадрат», значительный корпус хоровых и инструментальных произведений и почти готовая опера для Большого театра «Блистающий мир».

За рубежом творчество Демуцкого, который после Петербургской консерватории учился еще и в Сан-Франциско, регулярно всплывает в разных аспектах, от признания Европейской киноакадемией лучшим композитором Европы – 2016 за музыку к фильму «Ученик» – до уникального сотрудничества с чикагской труппой Joffrey Ballet, впервые за свою 60-летнюю историю заказавшей современному композитору партитуру балета «Анна Каренина».

Именно саундтрек из «Анны Карениной» – копродуционной постановки чикагской труппы с Театром оперы и балета Сиднея (2019) идет на диске первым номером. В эпизоде из второго акта «Италия–Россия» запечатлены параллельные миры двух пар – Анны и Вронского, Кити и Левина. Тускнеющие в Италии страсти главных героев зеркально отражены разгорающейся взаимностью их российских alter ego. В музыке это выражено эмоциональным полифонизмом и деструкцией «вальса», иллюстрирующей переход от первого акта с его любовными треугольниками (Кити–Анна–Вронский, Каренина–Каренин–Вронский и т.п.) к драматичным дуэтным комбинациям второй части балета.

Следующий блок образуют номера из байопика «Габриэль Шанель», созданного хореографом Юрием Посоховым для прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой. Спектакль проехал по миру, но и на главной российской сцене был показан. Диапазон музыки в нем огромен: от веселой механистичности «Ателье» до нежной лирики дуэта Коко Шанель с бойфрендом Артуром Кейпелом и от цитат дягилевского балета «Аполлон Мусагет» в номере «Русский театр» до роскошного мюзик-холльного «Дефиле».

Последний трек, представляющий финал спектакля «Оптимистическая трагедия», выпущенного балетом Сан-Франциско, воспроизводит развязку сюжета известной пьесы Всеволода Вишневского в характере мрачных образов Бенджамена Бриттена с той эффектной симфонической маринистикой, которая знакома прежде всего по бриттеновской опере «Билли Бад».

В общем и целом 30 минут балетной музыки дают если не исчерпывающее, то внятное представление о звуковой эрудиции Демуцкого, виртуозно жонглирующего техникой разных музыкальных стилей, причем делающего это не в ущерб обязывающим сюжетам из большой литературы и даже, если угодно, из истории искусства.

Кроме знакомства с творчеством современного российского композитора за чертой тех его произведений, которые доступны отечественной публике, диск «Женские характеры», записанный на средства меценатов в Московском доме музыки Национальным филармоническим оркестром Владимира Спивакова (режиссер звукозаписи Павел Лаврененков), нетривиально преподносит женщинам нашего времени опыты героинь, объединенных исключительным положением в европейской культуре. При любом соприкосновении с ними – будь то чтение романа и пьесы, изучение исторических реалий, наконец, слушание музыки, столь ошеломительные характеры способны настроить наших современниц на резонанс с самими собой.

Ведь страстные натуры, подобные Анне Карениной, как во времена Толстого, так и сейчас нуждаются в обжигающей стихии «житийного романтизма». Сильные и уверенные в себе женщины, как Шанель, всегда будут стремиться к идеалу высокого искусства, до которого сумеют поднять свое ремесло. А уверовавшие в свою миссию лидеры, как женщина-комиссар из «Оптимистической трагедии», в любом водовороте времен окажутся эмблемой непобедимости. 


Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1853
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
1431
Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Марина Гайкович

Дирижер и советник президента Сербии выступил на фестивале «Рахлинские сезоны»

0
1460
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
2039

Другие новости