Злотников работал в том числе с темой напряжения – напряжение ждет и зрителя. Фото Ивана Новикова-Двинского/ГТГ
Когда два года назад в галерее pop/off/art открыли выставку классика абстрактного искусства Юрия Злотникова «Контрапункт. Динамика воздействия», его внук Александр Злотников обещал, что неопубликованная рукопись «У истоков «Сигнальной системы» будет издана (см. интервью в «НГ» от 11.05.22). Галерея продолжает работать со злотниковским наследием и его наследниками, в этот раз – на площадке Новой Третьяковки. Если главным новшеством показа в pop/off/art стал «Библейский цикл», то на открывшейся теперь «Сигнальной системе», как видно уже из заглавия, почти безраздельно главенствует эта ключевая серия 1957–1962 годов. Но самое важное, что злотниковский текст, который он писал параллельно с разработкой «Сигнальной системы», вышел отдельной книжкой.
В собрании Третьяковки хранится, в частности, «Улица Горького» 1959 года с безотрадной сутолокой советских граждан, не позабывшая «формалистскую» живописность, но ничуть не намекающая на абстракцию – хотя та у Злотникова уже родилась. Переход к нефигуративным работам он оценивал как «сверхдраматичный», о чем и писал в одном из текстов, добавляя, что все это стало естественным, когда оформилось в «анализ языка искусства».
Злотникова сложно смотреть. Он работал в том числе с темой напряжения, психологического и мышечного, – напряжение ждет и зрителя.
Когда синестетик Кандинский сравнивал цвет с клавишами, глаз с молоточком, а душу с роялем, когда он писал о подвижной, но и целеустремленной энергии красного, о колющем и будоражащем желтом, который «нахально и назойливо» действует на душу, о «покое» углубленного синего – его лирические абстракции все-таки были полны поэтической чувственности, даже если подспудно отталкивались от переживаний Всемирного потопа или Апокалипсиса, как «фирменные» Композиции VI и VII. Когда на горизонте возникла «живопись действия» абстрактного экспрессиониста Поллока, разбрызгивание краски сделалось перформативным отпечатком спонтанной эмоции. Как оба они, друг на друга совсем не похожие, Злотников психологический импульс в работы закладывал – акцент выходил совсем иным, хотя анализ был важен и Кандинскому. Злотников постоянно ставил новые задачи, ограничиваясь минимумом средств. В сравнении с ним многие абстракционисты кажутся почти гедонистичными. Кажется, едва ли не выше всех Злотников чтил не абстракционистов, а Сезанна, называя олицетворением интеллектуального процесса в живописи.
В 38-м зале Новой Третьяковки куратор Ирина Горлова объединила около 60 работ. Преимущественно из собрания семьи (поэтому большинство вещей публика прежде не видела), семь – из ГТГ, остальное из частных коллекций, немного «Протосигналов» и много «Сигнальной системы». Злотников не датировал работы или же делал это изредка, так что экспозицию куратор при участии Александра Злотникова выстроила в соответствии с тем, как эскизы работ появлялись в его рукописи, и с интуитивным ощущением развития серии.
На белых листах гуашью и темперой нанесены точки, круги, разнохарактерные линии, цветные пятна. Они сгущаются, разрежаются, иногда «неудобно» съезжают к краю, словно норовя вывалиться с листа. Словом, живут в заданном ритме. По Злотникову, «сигнал – это направленное воздействие», «Сигнальная система» – «связь автора с объектом на изобразительной плоскости», связь «динамики психологической эмоции с динамикой чистых мышечных переживаний». Это строится на «контрапунктической формуле», подразумевающей сжатие/разрежение или – иначе – концентрацию и распыленность.
Как у многих новаторов XX века, цвет заряжен не описанием, а энергией. В злотниковском изучении концентрации и распыленности это хорошо видно. Работу с зеленым пятном теперь поместили особняком у огромной фотографии художника. Она показывает в том числе работу со «спокойным» зеленым, который, как говорит Александр Злотников, в целом художник использовал нечасто: такое спокойствие мешало «лабораторной работе, требовавшей реакции». Эту вещь Юрий Злотников пояснял в том духе, что «вещественно распластанный» зеленый знак и его сосед, черный круг-«дыра», помогают красному кругу «выскочить» вперед, сохранив «динамические связи» с этими элементами.
В злотниковском тексте упомянуты Эйнштейн и Оппенгеймер, Сеченов и Павлов. Его художественную систему связывают с развитием кибернетики, но все эти ритмы и контрапункты говорят, что он не мог жить без и музыки и, например, не пропускал ни одной премьеры Шостаковича. Мама играла на фортепиано, и еще тогда выбор между работой со звуком или с чем-то визуальным не был очевиден. Собственно, и сами абстракции, и текст про «Сигнальную систему» – еще и о том, что этот выбор между чувствами и разумом не предполагался и потом. «Сигналы» их объединяли.