4
3938
Газета Культура Интернет-версия

03.04.2024 10:05:00

На ВДНХ прошли Дни культуры


https://redmine.ng.ru/issues/24992

Тематические Дни культуры завершились на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. В течение всей прошлой недели посетители павильона «Роснефть» могли узнать много интересного о масштабных культурных проектах, услышать хор Сретенского монастыря, прогуляться по Эрмитажу, посмотреть фильмы о Коневском монастыре, а также поучаствовать в тематических викторинах. Интересная программа была рассчитана как для тех кто уже хорошо разбирается в искусстве, так и для посетителей которые только начали приобщаться к прекрасному.

Для гостей павильона выступил Хор Сретенского монастыря с новой концертной программой. Компания поддерживает коллектив с 2015 года. За это время хор с большим успехом провел множество концертных туров - «Роснефть. Великой Победе посвящается», «Несвятые святые», «Романовы», «Россия: время, вперёд!», «Шедевры мировой культуры», «Жизнь». Новые гастроли хора с музыкальной программой «Песни наших родителей» начались выступлением в Рязани и завершатся в Красноярске. Всего в гастрольной программе тура - 16 городов в регионах присутствия компании. В исполнении коллектива прозвучат песни старшего поколения, в которых запечатлены важные вехи истории страны.История мужского хора Сретенского монастыря насчитывает более 700 лет. Коллектив обладает уникальной исполнительской манерой, которая позволяет по-новому услышать и прочувствовать как духовную музыку, так и известные народные и популярные песни.

Для гостей выставки была подготовлена и интересная лекционная программа. О том, как под воздействием IT-технологий меняется арт-пространство, рассказал заслуженный деятель искусств РФ Александр Кибовский во время лекции «Культура и искусственный интеллект: будущие противоречия или синтез». Конвейерное создание новых звезд при помощи искусственного интеллекта уже близко. Голос исполнителя, тексты и мелодии песен, образ вплоть до правильного цвета глаз и длины волос – все нужное для успеха расчитает и предложит искусственный интеллект.

«Продюсеры уже давно оперируют исполнителями-образами, о собственных качествах которых мы ничего не знаем. В этой модели конкретный человек, по сути, является лишь визуализацией придуманного и раскрученного имиджа с подчас даже чужой фонограммой. Причем сегодня сам этот имидж уже просчитывается на компьютере. Ведь покупка музыки идет в сети, и машина, агрегируя огромный объем информации, быстро выдает динамику арт-рынка - какие направления на пике, где идет системный спад, где намечается рост и есть возможность для удачных инвестиций. Многие кастинги молодых исполнителей проводится с целью подбора человека под заранее намеченную стратегию. И тут оригинальность и необычность скорее мешают - нужна больше фактура, чем талант.Главным инструментом раскрутки и продвижения популярности сегодня являются клипы. А в них мы слышим цифровую дорожку, на которой голос певца выведен и собран на компьютере, порой, самым беззастенчивым образом. Очевидно, что для таких проектов технологии позволят сделать следующий шаг - вообще убрать из процесса человека-маску со всеми мешающими арт-бизнесу проблемами» – отметил Александр Кибовский. По его словам, сегодня успешные проекты редко являются продуктом самого исполнителя. Почти всегда это результат работы большой команды специалистов. «В перспективе у многих песен даже может не быть конкретного автора. Их можно будет смоделировать на основе анализа нейросетью запроса аудитории при помощи искусственного интеллекта. Очевидно, что это направление будет стремительно развиваться в массовой культуре, поскольку его можно поставить на поток, используя прогрессирующее клиповое сознание аудитории», – сказал Александр Кибовский.

Впрочем, эксперт уверен, что всегда останется сегмент людей, у которого будет востребована подлинность. «Сегодня в московских театрах аншлаги. Потому что доступность медиа, аудио и видеоконтента рождает обратную тягу – у жителей мегаполиса появляется потребность непосредственного восприятия культуры и искусства, а также живой реакции, особенно на таких артистов, которые эту эмоцию могут дать. Это касается и популярных музыкантов, имеющих свой уникальный стиль и мощную харизму». Также Кибовский отметил, что внедрение новых технологий изменит и рынок труда в сфере культуры: «Массовое искусство, подстраиваясь под конвейер ИИ, во многом поменяет структуру своих производственных процессов. Сократятся многие профессии, выполняющие вспомогательные функции, которые сможет взять на себя машина. Например, в длинных сериалах уже не будет требоваться большая авторская команда, чтобы прописывать сценарии и реплики. Это естественный процесс. На наших глазах технологии изменили структуру рынка труда. Качественный скачок произойдет, когда в визуальном искусстве технологии позволят заменить живых артистов на цифровых двойников. Все к этому идет. Хромакей уже во многом решил проблему фонов и декораций. В Южной Корее еще три года назад на телевидении дебютировала цифровая ИИ-телеведущая, которую невозможно отличить от настоящей. Сегодня уже более совершенные варианты входят в повседневный обиход. Такая ведущая обходится на 450 долларов в месяц дешевле, чем живой сотрудник, а производство самой программы стоит в десятки раз дешевле, чем ее создание с живыми людьми. Следующий шаг - внедрение цифровых двойников в кино. На самом деле это тоже естественный процесс. Режиссеры всегда стремились к идеалу и, не находя его в жизни, смело создавали при помощи технологий. Так что сами творцы давно уже готовы к внедрению ИИ, дело лишь за техникой, которая теперь вообще открывает бескрайние возможности. Все фантастические персонажи блокбастеров уже выглядят абсолютно реальными. Ничего не мешает сделать на экране реальным самого человека. Только что Максим Никулин одобрил участие в кинокомедии цифровой копии своего великого отца. Так что новая реальность уже стремительно врывается в нашу жизнь».

По словам Кибовского, эти изменения неизбежно скажутся на структуре рынка труда в культуре. Сейчас в России десятки тысяч артистов, конкуренция в этой профессии крайне высока. «Если сегодня в Москве открывается штатная вакансия в труппе известного театра, то дирекция получает до 300 резюме со всей страны от людей с высшим актерским образованием, – рассказал он. – При том, что множество артистов заняты в кино и телепроектах, эта работа обеспечивает их личные доходы. Но что будет через 10-20 лет? Причем это потянет за собой не только проблемы для актеров. Ведь для ИИ-персонажей не нужны традиционные цеха костюма, реквизита, грима и так далее». Отпускать процессы влияния ИИ на самотек эксперт считает неверным. «Противостоять техническому прогрессу бессмысленно. Но, понимая перспективу, нужно уже сегодня прогнозировать его влияние на сферу культуры и искусства в будущем и заранее принимать адекватные меры. Начиная от подготовки тех, кто сможет ставить задачи ИИ и использовать его возможности для созидания, и до формирования моделей поведения для молодых людей, обращающих их из примитивных потребителей в просвещенных зрителей. Важно, чтобы модным являлось читать, ходить в театр, смотреть выставки. Поэтому такое внимание сейчас на государственном уровне к развивающим и образовательным программам для детей и подростков, повышению для них доступности центров культуры и искусства. По поручению президента РФ реализуется проект «Пушкинская карта». Как мы видели в павильоне достижений здесь на ВДНХ, на выставке «Россия», уже 10 млн молодых людей пользуются картами. Формируя такие поведенческие модели у молодежи сегодня, мы, несмотря на все технические новации, сохраняем традиции и обеспечиваем преемственность поколений в культуре и искусстве завтра».

Кроме того, с лекцией об истории Большого театра выступила Директор музея театра Лидия Харина. Спикер поделилась интересными фактами из истории создания легендарной площадки, а также рассказала о том, как проходила реставрация исторической сцены и какие уникальные экспонаты хранит музей театра.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2005
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2778
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2086
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3733

Другие новости