Ольга Яковлева и Софья Шидловская сыграли бабушку и внучку. Фото Александры Торгушниковой/МХТ
В Московском художественном театре прошла премьера под названием «Жаркое ковидное лето» по пьесе Ярославы Пулинович. Главную роль сыграла легендарная Ольга Яковлева, звезда театра Анатолия Эфроса. Народная артистка давно не играла новых ролей, и в этой камерной премьере случился ее бенефис – как будто неожиданно для всех: и для театра, и для зрителей. А репертуар независимого театра «Пространство внутри» пополнился премьерой молодой мхатовской команды: актеры академической труппы играют «неинтеллигентные рассказы» Павла Селукова в неакадемическом формате.
Ольга Яковлева никогда не разменивается на проходной материал, всегда тщательно выбирает новую роль. Во многом поэтому ее личный репертуар в МХТ им. Чехова, в труппе которого актриса состоит с начала 2000-х годов, никогда не был перенасыщен. Последние работы здесь были сыграны совместно с Олегом Табаковым, Ириной Мирошниченко, Авангардом Леонтьевым и Станиславом Любшиным. Но уже несколько лет зрители были лишены возможности видеть актрису на сцене. Тем отраднее, что новым названием, которое заинтересовало Яковлеву, стала современная пьеса. Но, правда сказать, автора, умеющего соединять традицию старого театра, хорошо сделанной мелодрамы, с острыми акцентами современности. Алевтина Павловна (Яковлева) – университетский преподаватель, специалист по Достоевскому. Но пенсию она проводит не с томиком Федора Михайловича, а с названным в честь писателя любимым псом. Муж давно умер, дочка уехала в Москву, но Федор Михайлович с лихвой заменяет ей собеседника – не говорит, но отвечает ей мысленно и смотрит преданными глазами. Его любовь абсолютна и безусловна, так что совсем не странно, что это буквально живой человек, каким его и представляет хозяйка (Владимир Тимофеев ведет зооморфную роль почти одними глазами – очень располагающим и трогательным взглядом). И когда собака оказывается при смерти, жизнь героини останавливается.
«Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето» – пьеса совсем свежая, но уже стала очередным хитом драматурга. Причем ее ставят и в гротескном ключе: к этому подталкивает ироничный взгляд автора на систему образов – иерархию современной семьи в типичном женском изводе. Старорежимную мать, средневозрастную дочь, повернутую на нескончаемом коучинге, и безалаберную внучку-подростка. Но, следуя мхатовской реалистической традиции, режиссер Татьяна Архипцова, уводит жанр из трагикомедии в правдоподобную мелодраму, где подчеркивает скорее не сгущенный абсурд жизни, а драматизм неслучившихся развилок судьбы.
Ольга Яковлева – актриса ярко выраженной индивидуальной темы. Тема вечной женственности была ею счастливо раскрыта в главных образах мирового репертуара – в Нине Заречной, Джульетте, чеховской Ирине и гоголевской Агафье Тихоновне, Лизе Хохлаковой и тургеневской Наталье Петровне, Мадлене Бежар и Селимене из «Мизантропа». В новой роли она тему продолжает, а интонации сюжета в ее исполнении как будто переходят на территорию флегматичных драм Теннесси Уильямса – «Стеклянного зверинца» или «Сладкоголосой птицы юности». Ее героиня – женщина, подводящая итоги жизни, и они неутешительны. Ранняя смерть мужа, с которым образовалась пропасть непонимания, разрыв отношений с дочерью и, как мы узнаем из исповеди последней, не оказавшийся незамеченным семьей роман со студентом на 20 лет младше, с ним она и встретится спустя много лет. Так вот, с каждой из точек зрения эта женщина бесконечно эгоцентрична, но что стоит за ее мягкой ироничной улыбкой железной леди? Не глухое ли одиночество?
Ольга Яковлева словно не играет – живет на сцене, и ее образ здесь предельно естественен. И одета она как одевается в жизни, в своем стиле – деловом и аристократичном. Шарм присущ ей во всем – в движении рук, прямой спине, а еще в снисхождении к тому, чтобы принять восхищение собой, которое легко спутать с высокомерием. Ее голос не терпит возражений. Она элегантна, независима, кокетлива – хладнокровно отбивает критическую атаку женщин и поклонение мужчин, не угасающее с возрастом. Ее уравновешенное спокойствие, кажется, ничто не может поколебать: ее гордая правота во всем, без оглядки – убеждает. Как скажет ее героиня, «я прожила огромную жизнь. Она была немножко красивой. Немножко странной. Немножко глупой»…
Фото предоставлено театром "Пространство внутри" |
Рассказы Павла Селукова, пермского автора, только недавно открытого литературным процессом, из таких. Их можно было бы причислить к новой искренности (так же искренне, «наотмашь» их играют и молодые актеры): в них есть традиционная исповедальность и в то же время остросюжетность, но самое главное – нетривиальная смесь народного «диалекта» и литературной «глазури», дающая совершенно новый авторский язык. «Добыть Тарковского» – цикл трагикомических рассказов, где лирический герой не стесняется своих глубоко провинциальных, даже где-то гопнических замашек жителя пермской окраины, а с остальными ровесниками, также ищущими любви и признания, его роднит чистая нота обескураживающей откровенности.
Режиссер Денис Парамонов располагает персонажей в своеобразном зале ожидания – среди нескольких рядов откидных деревянных кресел, какие раньше стояли в каждом районном ДК – все то ли собираются в кинотеатре посмотреть Тарковского, то ли сидят в ожидании поезда. Среди пустых кресел влюбляются, ссорятся, находят друг друга и снова теряют. И впервые, кажется, современный герой отказывается от навязанного ореола мужественности, признается в собственном малодушии, эгоизме, слабости – всем том, что возникает на пути каждого человека, но не каждым осмысляется. И в этом столько силы и честности, что каждый рассказ врезается в память.