0
7082
Газета Культура Интернет-версия

03.05.2024 16:20:00

Четыре выставки об искусстве 1920–1930-х годов

Пойти или вернуться

Тэги: москва, музеи, выставки


москва, музеи, выставки Выставка «Еврейский авангард» в Еврейском музее. Фото агентства «Москва»

Выставок открывается меньше, экспонировать можно не всё и не всех. Осмысление тех явлений/имен/произведений искусства 1920–1930-х, что широкой аудитории не очень известны, уже несколько лет один из самых перспективных векторов выставочной деятельности. Теперь – особенно. В этой подборке объединены проекты как раз о том времени. С одной стороны, авангард, с другой – наступающий на него соцреализм, с третьей – «тихое» искусство, не вписавшееся ни туда, ни сюда. Последние две выставки только что открылись, и подробнее о них речь впереди, на первые две я бы вернулась.

Группа «13». В переулках эпохи

Музей русского импрессионизма. До 2 июня

Существовавшая совсем недолго группа «13» (1929–1931) говорила «я», когда время требовало обобществленного «мы». Городские пейзажи, хождения друг к другу в гости, настроение, проснувшееся от того, как падает свет, или от понятной в узком кругу шутки, хранящая мгновенную эмоцию эскизность работ, – частная интонация «тихого» искусства оказалась заявкой на свободу. Которой эпоха не простила. Теперешний самый большой музейный показ «13» появился в результате исследований – куратор Надежда Плунгян защитила по ним диссертацию. «Переулки эпохи» перешагивают через узкие хронологические рамки, прослеживая дальнейшую судьбу художников.

Подробнее см. «НГ» от 14.02.24

Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие

Еврейский музей и Центр толерантности. До 9 июня

Учрежденная в 1918 году в Киеве Культур-Лига должна была способствовать формированию нового светского еврейского искусства на идише. Советская власть, правда, быстро внесла коррективы в функционирование организации. Художественная секция Культур-Лиги просуществовала до 1924 года, но импульс, полученный авангардом от еврейских художников, в том числе в сценографии, невозможно переоценить. Сделав ядром проекта реконструкцию московской выставки 1922 года, кураторы Кристина Краснянская, Мария Гадас и Светлана Амосова вместе с тем показывают, как сначала новое искусство черпало силы в этнографических мотивах и как вскоре оно переменилось – порой весьма радикально, впитав черты европейского модернизма, с одной стороны, и советские реалии – с другой.

Подробнее см. «НГ» от 18.03.24

Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х

Музей Москвы, до 25 августа

На этот раз куратор Надежда Плунгян предстает как автор книги «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 годов». «Москвичку» к выходу в свет они готовили с Ксенией Гусевой: Надежда Плунгян отвечает за изобразительное искусство, Ксения Гусева – за текстиль. «Женщина и революция», «Героиня НЭПа», «Художница и Муза», «Жизнь работницы» и т.д. – нынешний культурологический срез охватил квартиры и улицы (сценография Анны Румянцевой), не только изобразительное искусство (с известными, а главное, и с неочевидными именами), но и архивные документы. Экспонатов – 2000, так что смотреть-читать, возможно, придется не один раз.

Невидимы и свободны. Три взгляда на советский модернизм 1920–1930-х

Историко-художественный музей «Новый Иерусалим», до 8 сентября

Коллекцию «Нового Иерусалима» изучали студенты, которые в рамках 5-й кураторской школы Avant-Garde LAB (руководил ею Александр Кремер) три года назад защитили о ней проект, искусствоведы старшего поколения – и не искусствоведы. С тех пор музей решил проект расширить, теперь в фокусе внимания оказались 25 художников (как и в предыдущей выставке, здесь открываешь для себя и малознакомых авторов) и 130 работ, часть которых прежде не выставляли. От поисков художественной манеры, тренируемых на портретах и домашних сценках, через жизнь в социуме выставка движется к путешествиям на Восток, с одной стороны, и к другим, духовным поискам – с другой.


Читайте также


Профильные кластеры станут драйвером роста технологического сектора Москвы

Профильные кластеры станут драйвером роста технологического сектора Москвы

Татьяна Астафьева

Флагманский инновационный проект "Ломоносов" открыл набор резидентов

0
518
Исторический облик Москвы под защитой

Исторический облик Москвы под защитой

Андрей Гусейнов

В столичный реестр культурного наследия внесены еще 50 архитектурных памятников

0
334
Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Елена Крапчатова

Почти 150 компаний обеспечат соискателям более 3000 предложений о работе

0
1306
Московские врачи спасают маленьких пациентов

Московские врачи спасают маленьких пациентов

Андрей Гусейнов

Детское здравоохранение в столице развивается быстрыми темпами

0
650

Другие новости