В ритмах «Болеро» хореограф услышал нечто родственное ритмам и настроению ритуалов его родины. Фото с сайта www.danceopen.com
В Санкт-Петербурге завершился 23-й Международный фестиваль балета Dance Open. За несколько вечеров на сцене Александринского театра зрители увидели артистов из России, Колумбии, Кубы, Аргентины, Китая. Одной из самых неожиданных и потому с особым нетерпением ожидаемых стала трактовка знаменитого «Болеро» Мориса Равеля Театром танца «Вуяни» из ЮАР.
Труппа, чье название в переводе с языка африканского народа коса означает «радость», привезла на фестиваль совсем не веселый спектакль «Сион: Реквием по Болеро Равеля». В прошлом году его видели зрители Чеховского фестиваля в Москве, однако Dance Open впервые представил исполнителей экзотического действа в полном составе, а это 38 человек – танцовщики, музыканты и хор.
Крупнейшую в Южной Африке contemporary-труппу «Вуяни» в 1999 году основал один из лидеров современного танца страны Грегори Вуяни Макома. Он учился в Бельгии у легендарной Анны Терезы де Кеерсмакер, стал обладателем французского Ордена искусств и литературы и множества других престижных наград.
Макома родился в 1973 году в Йоханнесбурге, детство провел в печально знаменитом районе Соуэто (гетто для африканского населения в эпоху апартеида) рядом с общежитием для мигрантов, работавших на фабриках и в шахтах. Горняки танцевали, и это были первые художественные впечатления мальчика, жившего между двумя мирами. Взаимопритягивание-отталкивание двух традиций, двух культур, двух религий, двух мировоззрений сформировало творческую личность Грегори Макомы (под этим именем его знают в мире). Танец служит средством преодоления общенациональной травмы, ставшей личной для Вуяни (так его зовут на языке соплеменников – коса).
Жестокие реалии работорговли и унижения апартеида в прошлом, как и проблемы современного мира, заставляют Макому размышлять о смерти «не как о природном явлении, а как о решении одних людей по отношению к другим».
Главный герой спектакля «Сион: Реквием по Болеро Равеля», своего рода ведущий, соединяющий все эпизоды и смыслы, – профессиональный плакальщик Толоки, персонаж романа известного южноафриканского писателя Закеса Мды «Сион». В ритмах «Болеро» хореограф услышал нечто родственное ритмам и настроению ритуалов его родины. Композитор Нхланхла Махлангу аранжировал хит Равеля в стиле исикатамия – песенно-танцевальной формы а капелла.
На сцене – кресты христианского кладбища и погребальные обряды африканцев, жестокость надсмотрщиков и нежность безнадежной любви, вражда и единение в страхе и протесте, жуткие порождения рабского бесправия вроде культивирования в женщинах ненависти к собственным детям как способ самосохранения (ведь в любой момент ребенка могут оторвать от матери, разорвав ей сердце) и истовый призыв: во что бы то ни стало беги!
Рассказ, размышление, переживание. Всё это в танце, в ритмах, в песнях. Макоме удалось создать самобытный и при этом универсальный язык, понятный представителю любой культуры. Зло не рождает убежденность в необходимости добра. Зло порождает лишь ответное зло. Не мир, а непримиримость. Танец же (в это Макома свято верит) объединяет, придает силы и достоинства, а часто – спасает. Потомкам африканских рабов это хорошо известно. Опасаясь заговоров, им запрещали общаться. И они – танцевали. Таким образом передавая друг другу условные знаки или просто подбадривая. Из этих танцев родилась традиция, обогатившая культуры многих народов далеко за пределами Африки.
Санкт-Петербург–Москва