0
4993
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2024 17:51:00

Открытием фестиваля Dance Open стала труппа из ЮАР

Артисты показали спектакль "Сион: Реквием по Болеро Равеля"

Тэги: петербург, международный фестиваль балета, театр танца, юар, реквием по болеро


петербург, международный фестиваль балета, театр танца, юар, реквием по болеро В ритмах «Болеро» хореограф услышал нечто родственное ритмам и настроению ритуалов его родины. Фото с сайта www.danceopen.com

В Санкт-Петербурге завершился 23-й Международный фестиваль балета Dance Open. За несколько вечеров на сцене Александринского театра зрители увидели артистов из России, Колумбии, Кубы, Аргентины, Китая. Одной из самых неожиданных и потому с особым нетерпением ожидаемых стала трактовка знаменитого «Болеро» Мориса Равеля Театром танца «Вуяни» из ЮАР.

Труппа, чье название в переводе с языка африканского народа коса означает «радость», привезла на фестиваль совсем не веселый спектакль «Сион: Реквием по Болеро Равеля». В прошлом году его видели зрители Чеховского фестиваля в Москве, однако Dance Open впервые представил исполнителей экзотического действа в полном составе, а это 38 человек – танцовщики, музыканты и хор.

Крупнейшую в Южной Африке contemporary-труппу «Вуяни» в 1999 году основал один из лидеров современного танца страны Грегори Вуяни Макома. Он учился в Бельгии у легендарной Анны Терезы де Кеерсмакер, стал обладателем французского Ордена искусств и литературы и множества других престижных наград.

Макома родился в 1973 году в Йоханнесбурге, детство провел в печально знаменитом районе Соуэто (гетто для африканского населения в эпоху апартеида) рядом с общежитием для мигрантов, работавших на фабриках и в шахтах. Горняки танцевали, и это были первые художественные впечатления мальчика, жившего между двумя мирами. Взаимопритягивание-отталкивание двух традиций, двух культур, двух религий, двух мировоззрений сформировало творческую личность Грегори Макомы (под этим именем его знают в мире). Танец служит средством преодоления общенациональной травмы, ставшей личной для Вуяни (так его зовут на языке соплеменников – коса).

Жестокие реалии работорговли и унижения апартеида в прошлом, как и проблемы современного мира, заставляют Макому размышлять о смерти «не как о природном явлении, а как о решении одних людей по отношению к другим».

Главный герой спектакля «Сион: Реквием по Болеро Равеля», своего рода ведущий, соединяющий все эпизоды и смыслы, – профессиональный плакальщик Толоки, персонаж романа известного южноафриканского писателя Закеса Мды «Сион». В ритмах «Болеро» хореограф услышал нечто родственное ритмам и настроению ритуалов его родины. Композитор Нхланхла Махлангу аранжировал хит Равеля в стиле исикатамия – песенно-танцевальной формы а капелла.

На сцене – кресты христианского кладбища и погребальные обряды африканцев, жестокость надсмотрщиков и нежность безнадежной любви, вражда и единение в страхе и протесте, жуткие порождения рабского бесправия вроде культивирования в женщинах ненависти к собственным детям как способ самосохранения (ведь в любой момент ребенка могут оторвать от матери, разорвав ей сердце) и истовый призыв: во что бы то ни стало беги!

Рассказ, размышление, переживание. Всё это в танце, в ритмах, в песнях. Макоме удалось создать самобытный и при этом универсальный язык, понятный представителю любой культуры. Зло не рождает убежденность в необходимости добра. Зло порождает лишь ответное зло. Не мир, а непримиримость. Танец же (в это Макома свято верит) объединяет, придает силы и достоинства, а часто – спасает. Потомкам африканских рабов это хорошо известно. Опасаясь заговоров, им запрещали общаться. И они – танцевали. Таким образом передавая друг другу условные знаки или просто подбадривая. Из этих танцев родилась традиция, обогатившая культуры многих народов далеко за пределами Африки. 

Санкт-Петербург–Москва


Читайте также


Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
3641
«Средоточное местоположение среди Империи»

«Средоточное местоположение среди Империи»

Валерий Перхавко

Образы столиц в стране, которой издревле был присущ внутренний полицентризм

0
2379
Читающий октябрь  страшные рассказы

Читающий октябрь страшные рассказы

Марианна Власова

В городе на Неве прошел фестиваль «Книжный маяк Петербурга»

0
4098
Чудо движения

Чудо движения

Юрий Татаренко

О жизни стихов в моменте, тихом следе поэта и чувстве сопричастности

0
4065

Другие новости