0
4503
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2024 17:44:00

Музей "Новый Иерусалим" вгляделся в свою коллекцию авангарда

В поле невидимости

Тэги: музей новый иерусалим, выставка, советский модернизм


музей новый иерусалим, выставка, советский модернизм Несходство с эпохой – нерв «Невидимых и свободных». Фото с сайта www.njerusalem.ru

В организационном плане «Невидимы и свободны». Три взгляда на советский модернизм 1920–1930-х» – хитросплетенная кураторская конструкция с всех-не-перечислить. Суть ее сводится к сотрудничеству кураторской школы Avant-Garde LAB 5 (руководил ею Александр Кремер) и искусствоведов музея. Постфактум к этому добавился записанный школьниками аудиогид, который интонационно слишком шатко балансирует между непосредственностью восприятия и наигранной взрослостью некоторых формулировок. В визуальном же плане это определено как выставка-лаборатория, объединившая больше 130 работ 25 художников. Часть произведений экспонируют впервые, многие имена широкой публике неведомы, а ближе к финалу появляются не самые «исхоженные» для показа этих художников сюжеты.

Отсылающий к полету булгаковской Маргариты образ «невидимых и свободных» может казаться слишком романтизированным, пока не пройдешь выставку до точки. Заголовок заостряет столкновение романтических устремлений молодого искусства к свободе с тем, что готовила реальность. Нарратив выстроен вокруг поиска своего почерка, выхода в социум и физического или внутреннего отдаления от него.

Собственную манеру художники тренировали на (авто)портретах и натюрмортах. Помимо ожидаемых Шевченко и Фалька еще больше тут неожиданных имен, в том числе учеников этих двоих, но не только. Неожиданные – одна из принципиальных составляющих проекта, где п(р)оявляются многие герои знакового исследования Ольги Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» (свой проект о ней готовит Пушкинский музей). Александр Поманский – среди главных в разделе, где новое поколение искало свой стиль. Каждая следующая его работа, включая автопортреты, не похожа на предыдущую. Родившемуся в 1906 году, ему пришлось рано повзрослеть, когда после революции арестовали и отправили на каторгу отца, бывшего банковского служащего. Сам Поманский будет арестован из-за доноса в 1938-м, после освобождения пройдет войну, после нее, уже в 1948-м, заказную картину «Ведут немцев» не только не примут (слишком усталыми представил), но сошлют сгинуть в какое-то село, а самого его на три года исключат из МОСХ.

Несходство с эпохой – нерв «Невидимых и свободных». Да и «не похожих» на самих себя художников тут много: в этом смысле и работа внутри 1920-х, и периодический выход за рамки 1920–1930-х намечает красноречивую перспективу.

Даже берясь за современные темы, заводы-демонстрации-сборы урожая, большинство теперешних авторов оставались в сторонке со своим чересчур отчетливым «я». Разница – интонационная, разногласия – как известно, стилистические. Ближе всего к «правильному» искусству подошла Мария Ломакина. Однако и ее пионерка конца 1940-х собирается на демонстрацию как-то меланхолично – с таким же видом неподалеку листают «Пионерку» ее ровесницы. Демонстрация у Ломакиной абсурдистcки-импрессионистично рдеет флагами на фоне церковных маковок. У Григория Зозули, в 1920-е занимавшегося оформлением улиц к революционным датам, в 1930-х гуашевая «Демонстрация в Старом Осколе» глядит примитивистским по форме и духу рисунком – будто все эти крестьянско-пролетарские элементы с гармошкой-скрипочкой-лозунгами и детишками в забытьи идут плечом к плечу черт-те куда.

Городская жизнь не как социалистическая религия, а как общее повседневное пространство здешними художниками упрямо толковалась через частное переживание – и в зарисовках Милашевского с не всегда спортивными, но обаятельными купальщиками. И в «Уборке картофеля», которой в 1910–1920-х Нина Симонович-Ефимова, кажется, отправляла запоздалый привет вангоговским арльским виноградникам: не палитрой, но возбужденно-размашистым движением кисти. Даже в заводском цеху, увиденном Николаем Витингом абсолютно экспрессионистично.

В целом выставка будто аккумулирует силы к финалу. В одном разделе объединены ставшие уже вполне привычной, но оттого не менее выразительной темой поездки на Кавказ или в Среднюю Азию и все еще менее очевидный для экспонирования мотив духовных поисков. Религиозных, с одной стороны, – и тут вспоминаешь, как поиски композиторов в этом направлении теперь открывают на концертах Musica sacra nova. И, с другой стороны, диалогов с классическим искусством как направления внутренней эмиграции.

Вот дагестанские будни, уходящие почти в монохром, эпичные, словно фрески и переданные Ростиславом Барто с лаконичной нежностью. Барто говорил, что ему «ближе художники исповедующиеся, а не поучающие». В 1933-м стараниями жены наркома просвещения (саму ее с мужем репрессируют спустя несколько лет) его московскую выставку с дагестанскими вещами закрыли, срочно начав прессовать за формализм, так что его первый персональный показ прошел в 1978 году, посмертно. А вот нервные, как экспрессионизм, эпизоды Страстей Христа, написанные бывшим членом «Маковца» Сергеем Романовичем в 1960-х.

«Тюрьма, прокурор и ссылка сделали из меня настоящего художника», – слова ученицы Фалька Евы Левиной-Розенгольц, в 1949-м сосланной в Сибирь, страшно современно звучат в разные времена. Из того, что она писала прежде, в Новом Иерусалиме показывают кухарку 1920-х, обычную для той поры – качественную цветом, но в целом проходную живопись. Послелагерные, конца 1950–1960-х, монохромные графические циклы «Люди» («Рембрандтовская серия») и «Небо» открывают другое измерение с иной системой координат. Взвинченность линий и наплывы отмывок тушью не внешне, а психологически транслируют и хрупкость, и неизбывность. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
824
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
790
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11637
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8293

Другие новости