Берлинские филармоники выбрали для ежегодного Европейского концерта грузинскую столицу. Фото Stephan Rabold/Берлинская филармония
Европейский концерт 2024 года Берлинского филармонического оркестра посвящен миру в Европе. Музыканты Берлинской филармонии считают себя послами европейской музыкальной культуры, а местом специального концерта-значения была впервые выбрана Грузия, перекресток Востока и Запада.
Перед грузинской публикой и гостями страны на сцене Тбилисского государственного театра оперы и балета им. Закария Палиашвили выступила их соотечественница, знаменитая скрипачка Лиза Батиашвили. В сопровождении Берлинского филармонического оркестра под управлением британского дирижера Дэниела Хардинга она феноменально исполнила Скрипичный концерт Йоганнеса Брамса, используя редко звучащую в наши дни каденцию Ферруччо Бузони в первой части.
«Европейский концерт Берлинского филармонического оркестра знаменует исторический момент несоизмеримого значения для нашей страны. Никогда еще здесь не было мероприятия такого престижа и глобального охвата. Лично я считаю это событие, когда две мои родные страны объединились в гармонии на самом высоком музыкальном уровне, одним из самых особенных моментов в своей жизни. Я очень рада, что народ Грузии услышал такой великолепный оркестр, столь богатый традициями и с неизменным почерком звучания», – сказала Батиашвили накануне выступления.
Европейские концерты Берлинской филармонии с 1991 года проводятся ежегодно в разных точках мира, «имеющих культурное и историческое значение», а также в честь годовщины со дня основания прославленного коллектива, который возник в мае 1882 года.
В этом сезоне за пультом оркестра должен был находиться Даниэль Баренбойм, однако по настоятельной рекомендации врачей он был вынужден отказаться от концертов. Маэстро в срочном порядке заменил Дэниел Хардинг – талантливый британский дирижер, наследник великих традиций Клаудио Аббадо. За его плечами множество концертных и театральных выступлений с европейскими и американскими оркестрами. С Берлинским филармоническим Хардинг сохраняет доброжелательные творческие взаимоотношения.
Концертный вечер открыла романтическая увертюра Франца Шуберта «Волшебная арфа» к одноименной мелодраме Георга фон Хофмана. Скрипичный концерт Брамса прозвучал в более традиционном ключе. Хардинг создал идеальный баланс, ведя непринужденный аккомпанемент с оркестром. Игра Лизы Батиашвили была величественной и строгой и в то же время деликатной и нежной. Каденция Ферруччо Бузони преподнесла неожиданный сюрприз, начавшись с гулких раскатов литавр. Звучание скрипки на фоне струнных ничуть не выбило из брамсовской колеи, пускай не связанной с традицией (как в привычной и более известной каденции Иоахима), но и не нарушившей ее. Лирико-созерцательное адажио (2-я часть) явило потрясающий ансамбль деревянных духовых – «амбассадоров» берлинских филармоников: Альбрехт Майер (гобой), Эммануэль Паю (флейта) и Венцель Фукс (кларнет) расцвечивали мелодический узор фантастическими соло в тандеме с солисткой. Лиза Батиашвили никогда прежде не исполняла Скрипичный концерт Брамса с Берлинским филармоническим оркестром. «Здесь царит великая немецкая традиция композитора, характеризующаяся теплым, матовым звучанием и точной артикуляцией. Моя долгожданная мечта погрузиться в звучание оркестра Брамса с берлинцами наконец-то осуществилась», – призналась скрипачка.
Миниатюра грузинского композитора Сулхана Цинцадзе «Лале», с лихвой и азартом исполненная на бис, покорила первозданной красотой горной природы, богатым фольклором и характерным рисунком незатейливой танцевальной мелодии. Чарующая скрипка Батиашвили гармонировала с акварельной звукописью берлинского оркестра, чутко откликавшегося на все нюансы и штрихи. Скрипачка своей виртуозной игрой отметила особую любовь к родине, которая выражалась через танец и музыку.
Концерт завершила монументальная Пятая симфония Бетховена с ее роковым мотивом судьбы. Бетховен Хардинга – олицетворение целеустремленности и борьбы. Благодаря предельно точной фразировке и четко рассчитанным акцентам партитура была реализована британским маэстро необычайно ярко и живо. Первая часть прозвучала очень напряженно, вторая представляла плавную, но при этом контрастную процессию, стремительно-взволнованное скерцо предвосхитило экспрессивный финал – ликование света, побеждающего тьму. Берлинский филармонический оркестр исполнил произведение на пределе страстей, с вулканическим темпераментом и самоотдачей. Энергия и харизма Дэниела Хардинга зарядили не только воодушевленных немецких музыкантов, но и тбилисскую публику, внимающую волшебным звукам великой музыки.
Тбилиси–Москва