В балет вплетен народный шедевр – танец сиртаки, ставший символом Греции. Фото Рамиса Назмиева предоставлено пресс-службой Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля
В Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля проходит XXXVII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Открылся проект премьерой балета «Грек Зорба» в постановке Лорки Мясина – сына танцовщика и хореографа, звезды Дягилевских «Русских сезонов» Леонида Мясина. На счету Лорки Мясина – более 50 балетов. Самый известный из них, «Грек Зорба», был поставлен около трех десятков раз, в Старом и Новом Свете, Австралии и т.д. Премьеру на знаменитой Арене ди Верона танцевал Владимир Васильев, в котором Мясин, и сам часто исполнявший заглавную партию (более 800 раз, до 69 лет!), по собственному признанию, нашел идеального Зорбу. На премьерном спектакле в Казани блистал артист Большого театра Игорь Цвирко.
«Грек Зорба» – интерпретация книги греческого писателя Никоса Казандзакиса, прочитанной Мясиным еще в школьном возрасте. Тогда же он познакомился и с композитором Микисом Теодоракисом, который впоследствии написал музыку и к балету. Но перед тем Теодоракис стал автором музыки к оскароносному фильму «Грек Зорба», создав поистине народный шедевр – танец сиртаки, мгновенно ставший музыкальным и танцевальным символом Греции. Как говорит дирижер-постановщик спектакля Андрей Аниханов, российская премьера «Грека Зорбы» – это событие не только в танцевальном, театральном мире, но и в музыкальном, имея в виду, конечно, исполнение партитуры Теодоракиса, одного из ведущих греческих композиторов XX века.
Многократное повторение сиртаки венчает, разумеется, и балет, доводя зрителя до экстаза. Так, что предшествующие коллизии сюжета стираются, оставляя лишь величие танца, его живительной, жизненной силы. Собственно, и сам Мясин говорит, что этот балет – ода движению, понимай его в буквальном или экзистенциальном смысле. Хотя в балете сохранена сюжетная канва книги, Мясин смягчил многие описанные там события. Пропасть между народом Крита и англичанином заострена у Казандзакиса: кульминацией этого противостояния становится описание казни молодой вдовы, которой за связь с чудаком отрезали голову. В спектакле это красиво решенная сцена, где изображается, как Марину забивают камнями. Но все же противопоставление героев, олицетворяющих аполлоническое и дионисийское начало, сохраняется. Джон, молодой человек с Запада (Вагнер Карвальо), постигает способ проживать жизнь во всей ее полноте у Зорбы. Есть в балете и два женских образа: уже названная Марина (Кристина Андреева) и Мадам Ортанс (Александра Елагина), в прошлом артистка варьете. Любопытно, что при очевидном лидерстве героев-мужчин композитор именно женщин выделил музыкальными средствами и посвятил им песни. В Казани их поют национальные звезды – Эльмира Калимуллина и Алина Шарипжанова. Они появляются в черном на верхнем ярусе, на фоне медленно вращающихся планет. Художник Виктор Герасименко в решении сцены, где огромные кариатиды молча взирают на человеческую жизнь, попытался отразить величие Вечности.
Отметим любопытную деталь, связывающую эту премьеру с именем Рудольфа Нуриева, чье имя носит фестиваль. Лорка Мясин сочинял этот балет на островах Ли Галли в Тирренском море. Этот маленький архипелаг в свое время приобрел его отец, построил здесь виллу и открыл балетную школу. Мечтал построить и театр. Следующим владельцем Ли Галли стал Рудольф Нуриев.
Вместе с балетом «Грек Зорба» в афишу фестиваля вошли классические спектакли с участием солистов ведущих театров России и зарубежья, а также два национальных балета – «Золотая Орда» и «Иакинф». Так, в «Лебедином озере» выступят солисты Большого театра Ева Сергеенкова и Дмитрий Выскубенко. В «Баядерке» зрители увидят ведущих артистов Национальной оперы в Варшаве Чинару Ализаде и Владимира Ярошенко. В балете «Дон Кихот» примут участие солистка Венгерской государственной оперы Диана Косырева, победитель телепроекта «Большой балет» 2024, солист Челябинского театра оперы и балета Кубаныч Шамакеев, артисты Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Герман Борсай и Полина Заярная. Завершится форум двумя гала-концертами Театра балета им. Леонида Якобсона.
Казань–Москва