Очередность эпизодов довольно быстро становится предсказуемой. Фото со страницы «PRANNA, Концепт-бюро» в «ВКонтакте»
Почти год назад здание Сытинской типографии на Пятницкой ушло с молотка в частные руки, – пока оно ждет реконструкции, тут проводят то ярмарку современного искусства catalog, то маркет дизайнерских изделий. Теперь открылась «Любовь. От и До» – «выставка-путешествие», как ее определяет куратор Анна Малай. Она же названа «метахудожником», и первая работа тут сделана ею. Она же – организатор концепт-бюро, занимающегося «разработкой и продюсированием культурных проектов на стыке искусства, образования и события». Проект – билеты на него обойдутся в 850–1500 руб. – сделан и открылся с помпой, а главное, зачем-то пытается вместить несколько джентльменских наборов из разных сфер – от contemporary art до азов психологии.
Путешествие еще названо тотальной инсталляцией, та состоит из автономных работ разных авторов, – в общем, это длится 13 залов или 90 минут (вот и вся любовь?) и, в свою очередь, делится на два тематических блока – «Познание» и «Исцеление». Все вместе обещает зрителю помочь наконец «осмыслить свой индивидуальный опыт «любви», и не надо спрашивать, зачем это слово взято в кавычки.
«Познание», натурально, уходит корнями в младенчество: выставка стартует работой куратора, на этот раз под именем художника Pranna, расставившей детские кроватки с пологами и повесившей на стену символизирующую ближний круг раму, где плечом к плечу стоят человечки. Детская тема, конечно, будет «дораскрыта» в следующих залах и в воспоминаниях о своей комнате детства и дворе детства, о школе и первой влюбленности, после которой сразу появятся сперва «Будуар», следом всякие травмы.
Прежде чем приступить к «Исцелению», – а архитектура типографии, где лестница отделяет одну половину залов от другой и делает невозможным линейный рассказ, – придется еще раз, уже в обратном порядке, потоптаться на этапах «Познания». Но чего не сделаешь ради лучшей жизни. Там ждут «Бессмертие» с Фениксом, Гамаюном, Сирином и Алконостом, «Поцелуй в губы» со слезами счастья, родовая «Летопись», снова образ женщины и женственности и т.д. Вообще и в том, что касается травм, и в возвращениях к матери и женщине в проекте доминирует женская сторона вопроса. К этому добавлены модная интерактивность (имеются опции взаимодействия «с обнимательными объектами», оставления посланий и т.д.) и соответственно тактильность. Ощущение странное.
Есть любопытные инсталляции. В зале Эльдара Ганеева «Домой» еще слышны интонации группы «ЗИП», когда все сварганено на коленке, зато бодро и иронично. Ультрамариновые деревянные птахи Веры Ширдиной, сами по себе эффектные, были органичной частью посвященной нижегородскому искусству выставки «Хроника цветущих событий», что прошла зимой в галерее «Триумф». Лоскутные одеяла Элины Гусаровой, сшивающие ключевые моменты в жизни семьи со спутниковыми картами, дают хороший, лаконичный (дис)баланс предельно близкого с далеким.
Но любопытные инсталляции кураторской волей соединены в нелюбопытное целое, напоминающее популярные азы психологии. Теоретическая очередность эпизодов довольно быстро становится предсказуемой, и как-то так получилось, что работы не свой голос вносят, а делаются иллюстрациями к кураторскому повествованию. Покороче идеи сформулированы в текстах, подлиннее – в аудиогиде, чья интонация усилена звуковым рядом и, видимо, призвана настроить на медитативное состояние, но звучит почти замогильно. Проект хочет соединить все со всем: психологию, арт-терапию, медитативные практики, всякие слова, принятые в разговорах о современном искусстве, истории отдельных девушек и «глубокие» беседы-вообще, – но при нехитром сценарии конструкция обрастает такой высокопарной серьезностью, что будто откачивает воздух даже из тех работ, где могла бы зазвучать доля непосредственности и непредсказуемости. Короче, игры.
Оказавшись возле санатория ментального здоровья, сделанного Кристиной Сидоровой (зал «Пробуждение»), изумляешься: неужели шутка сюда все-таки пробилась? И что бы ни значило кураторское пояснение, что работа создана «в контексте кибер-эко-тревожности с помощью нейросетей», а вопрос в том, помогут ли зализывать раны алгоритмы, если заменят человеческое общение, – тут бы и остановиться. Но нет.
Простите за черствость.