ГМИИ получил в дар редкую картину – натюрморт «Индюк, курицы, сороки и коза». Фото Сергея Киселева / Агентство «Москва»
До 26 мая включительно еще можно успеть попасть на выставку «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», которая проходит в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Как раз с проведением этой выставки совпало знаковое для музея событие – пополнение коллекции итальянской живописи редким произведением.
Речь идет о картине «Индюк, курицы, сороки и коза» одного из ведущих мастеров итальянского натюрморта XVII–XVIII веков Джованни Агостино Кассаны. В России работы этого художника практически отсутствуют. Картину передал в дар музею коллекционер и меценат Михаил Карисалов.
Как пояснила журналистам директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева, «это вклад в будущее не только музея, но и страны». «Существование нашей коллекции, существование таких музеев, как Государственный Эрмитаж, и все коллекции западноевропейского искусства в России доказывают одну очень простую вещь: Россия – часть западноевропейской цивилизации. И эта принадлежность для нас – один из важнейших аспектов в нынешней ситуации», – добавила Лихачева.
Она напомнила, что Пушкинский музей задумывался для того, чтобы показывать наследие и культуру этой цивилизации, но со временем он, конечно, разросся и теперь стал скорее универсальным. «У нас есть и Запад, и Восток, и Север, и Юг. Но мы продолжаем работать в направлении, заданном Иваном Владимировичем (Цветаевым. – «НГ»)… Мы продолжаем эту работу и будем ее продолжать», – сказала Лихачева.
Пополнение собрания, тем более такими ценными произведениями, позволяет дать более полное представление о той эпохе, которую музей показывает. Важно и то, что изначально картина «Индюк, курицы, сороки и коза» приписывалась другому автору – римскому художнику Арканджело Резани. Но, как установила главный научный сотрудник ГМИИ Виктория Маркова, такое определение было ошибочным.
«Что такое итальянский натюрморт – это тысячи картин без имен и сотни художников без картин. Художников, которых мы знаем из документов и которых современники характеризовали как выдающихся», – рассказала журналистам Виктория Маркова.
Одна из интриг завершающейся в ГМИИ выставки – попадет ли переданная музею в дар картина в постоянную экспозицию. «Я абсолютно убеждена, что после того, как закончится выставка, на которой представлена сейчас работа, она встанет в постоянную экспозицию и будет находиться там», – цитирует Елизавету Лихачеву Интерфакс.
В унисон сказанному на презентации прозвучали и некоторые выступления участников проходящего в Москве до 26 мая включительно фестиваля «Интермузей». Одной из его тем стала не просто культурная дипломатия, а еще и вся та проблематика, которая касается оказавшейся популярной в ряде других стран «культуры отмены» и вопроса о том, в какой контекст теперь вписывать Россию.
«Все наши культурные коды, вся наша великая литература, великий театр, великая музыка так или иначе связаны с христианством, а значит, с европейской культурой, нравится нам это или не нравится, – сказал, выступая на пленарной сессии фестиваля специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. – Это серьезная тема, которую, я считаю, не надо замалчивать».
Так что худший ответ на чужую «культуру отмены» (хотя само слово «культура» именно в такой формулировке в принципе выглядит инородно) – это зеркальная «культура отмены» и добровольное самоисключение себя и своей страны из того контекста, который немыслим не только без Шекспира или Гете, но и без Пушкина или Достоевского.