0
4014
Газета Культура Интернет-версия

24.05.2024 17:08:00

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

Тэги: пушкинский музей, выставка, живопись, натюрморт, лихачева


пушкинский музей, выставка, живопись, натюрморт, лихачева ГМИИ получил в дар редкую картину – натюрморт «Индюк, курицы, сороки и коза». Фото Сергея Киселева / Агентство «Москва»

До 26 мая включительно еще можно успеть попасть на выставку «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», которая проходит в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Как раз с проведением этой выставки совпало знаковое для музея событие – пополнение коллекции итальянской живописи редким произведением.

Речь идет о картине «Индюк, курицы, сороки и коза» одного из ведущих мастеров итальянского натюрморта XVII–XVIII веков Джованни Агостино Кассаны. В России работы этого художника практически отсутствуют. Картину передал в дар музею коллекционер и меценат Михаил Карисалов.

Как пояснила журналистам директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева, «это вклад в будущее не только музея, но и страны». «Существование нашей коллекции, существование таких музеев, как Государственный Эрмитаж, и все коллекции западноевропейского искусства в России доказывают одну очень простую вещь: Россия – часть западноевропейской цивилизации. И эта принадлежность для нас – один из важнейших аспектов в нынешней ситуации», – добавила Лихачева.

Она напомнила, что Пушкинский музей задумывался для того, чтобы показывать наследие и культуру этой цивилизации, но со временем он, конечно, разросся и теперь стал скорее универсальным. «У нас есть и Запад, и Восток, и Север, и Юг. Но мы продолжаем работать в направлении, заданном Иваном Владимировичем (Цветаевым. – «НГ»)… Мы продолжаем эту работу и будем ее продолжать», – сказала Лихачева.

Пополнение собрания, тем более такими ценными произведениями, позволяет дать более полное представление о той эпохе, которую музей показывает. Важно и то, что изначально картина «Индюк, курицы, сороки и коза» приписывалась другому автору – римскому художнику Арканджело Резани. Но, как установила главный научный сотрудник ГМИИ Виктория Маркова, такое определение было ошибочным.

«Что такое итальянский натюрморт – это тысячи картин без имен и сотни художников без картин. Художников, которых мы знаем из документов и которых современники характеризовали как выдающихся», – рассказала журналистам Виктория Маркова.

Одна из интриг завершающейся в ГМИИ выставки – попадет ли переданная музею в дар картина в постоянную экспозицию. «Я абсолютно убеждена, что после того, как закончится выставка, на которой представлена сейчас работа, она встанет в постоянную экспозицию и будет находиться там», – цитирует Елизавету Лихачеву Интерфакс.

В унисон сказанному на презентации прозвучали и некоторые выступления участников проходящего в Москве до 26 мая включительно фестиваля «Интермузей». Одной из его тем стала не просто культурная дипломатия, а еще и вся та проблематика, которая касается оказавшейся популярной в ряде других стран «культуры отмены» и вопроса о том, в какой контекст теперь вписывать Россию.

«Все наши культурные коды, вся наша великая литература, великий театр, великая музыка так или иначе связаны с христианством, а значит, с европейской культурой, нравится нам это или не нравится, – сказал, выступая на пленарной сессии фестиваля специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. – Это серьезная тема, которую, я считаю, не надо замалчивать».

Так что худший ответ на чужую «культуру отмены» (хотя само слово «культура» именно в такой формулировке в принципе выглядит инородно) – это зеркальная «культура отмены» и добровольное самоисключение себя и своей страны из того контекста, который немыслим не только без Шекспира или Гете, но и без Пушкина или Достоевского.


Читайте также


Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Анастасия Башкатова

Все истекает соками, источает запахи, привлекает насекомых, кошек и птиц

0
1351
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
785
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
754
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11597

Другие новости