0
4764
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2024 09:56:00

Опера языком джаза

Сочинение американского композитора Энн ЛеБарон «Блюзовый зов» прозвучало в России

Тэги: музыка, фестиваль, опера, джаз, блюз


музыка, фестиваль, опера, джаз, блюз Фото предоставлено пресс-службой проекта

Международный фестиваль современной камерной оперы женщин-композиторов «Приглушенные голоса», проводящийся «Lyrica Classic» во главе с продюсером и оперной певицей Юлией Петрачук, стартовал в начале февраля в Московском международном Доме музыки. После удачного дебюта следующей точкой в его маршруте был избран Малый зал «Зарядья», а в конце мая одно из событий фестиваля состоится в «Геликон-опере». Однако форум себя не ограничивает Москвой – его акции выплеснулись за пределы столицы: показы эксклюзивных для России отечественных и зарубежных камерных опер уже состоялись также в Ярославле и Туле, а летом ожидается «экспансия» фестиваля в Северную столицу.

В репертуаре фестиваля есть несколько акцентов. Во-первых, это камерные оперы Татьяны Чудовой – отечественного композитора старшего поколения, профессора Московской консерватории, памяти и восьмидесятилетию которой и посвящен весь фестиваль. В репертуар фестиваля включены такие ее оперы как «Сон Татьяны», «Русские женщины», «Голова профессора Доуэля» и «Фон Мекк – Чайковский». Во-вторых, это оперы современных молодых российских композиторов – Алины Небыковой («Ждана»), Алины Подзоровой («Периодическая система») и Анны Кузьминой («Сны и не сны»). В-третьих, это оперы американских композиторов-женщин – «Кабильдо» Эми Мерси Бич, «Доказывая» Мисси Маццоли и «Блюзовый зов» Энн ЛеБарон.

В клубном зале Concert Hall Tula «Приглушенные голоса» представили как раз последнюю оперу, совсем необычную – джазовую. Таким образом, «Блюзовый зов» был поставлен впервые в России – публике самых разных возрастов было показано представление на девяносто минут без антракта в интерпретации режиссера Елизаветы Корнеевой и сценографа Варвары Трофимовой. Сюжетно «Блюзовый зов» – это современная версия знаменитого древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике, перемещённого в североамериканские реалии, в регион дельты Миссисипи. Опера написана в 1989 году: ее музыкальный язык сочетает элементы джаза, блюза и электронной музыки, превращая античный сюжет в погруженное в бытие современности остроактуальное повествование. В версии либреттиста оперы Тулани Девис Эвридика – блюзовая певица, стремящаяся к самостоятельности, независимости: она умирает от отравленной ягоды и на поезде отправляется в загробный мир, оказывающийся джазовым клубом — местом искушения и творчества. Во многом этот сюжетный ход продиктовал выбор площадки представления оперы в Туле – не филармонические подмостки или театр, а клубное пространство. Как и в античном мифе, скорбящий Орфей пытается вернуть возлюбленную, но Эвридика принимает решение отвергнуть жизнь с Орфеем и остаться в загробном мире, предпочитая свободу самовыражения, распоряжения собственным голосом и творческую независимость супружеской идиллии с легендарным певцом. Такая своеобразная трактовка вечного сюжета подчёркивает важность личного выбора и мощь искусства, способного дать вечную жизнь через творческую свободу.

Семидесятилетняя арфистка и преподаватель из Калифорнии Энн ЛеБарон – опытный композитор. На ее счету множество сочинений в самых разных жанрах, а «Блюзовый зов» – далеко не единственная ее опера. Она полностью решена в джазово-блюзовой стилистике, что делает ее очень приближенной к эстетике мюзикла. Конечно, элементы джаза не впервые вводятся в оперную ткань – достаточно вспомнить, что великий Гершвин еще в 1930-е возвысил джаз до академической сцены, итогом чего стало появление классики этого направления, его бессмертной оперы «Порги и Бесс». Однако в варианте ЛеБарон джазово-блюзовый строй не просто становится краеугольным элементом оперной партитуры, а сама опера словно снисходит до джаза, опрощаясь и оборачиваясь самым настоящим мюзиклом. Утверждению мюзикловой эстетики тут также способствует широкое использование разговорных реплик, а также то, что вся опера исполняется со звукоусилением – то есть так, как принято сегодня в мюзикле: певцы поют в микрофоны. Сами вокальные партии написаны и исполняются таким образом, что академическая манера звукоизвлечения тут оказывается неуместной и заменена откровенно джазовым вокалом. «Блюзовый зов» в жанровом плане очевидно находится где-то посередине между оперной и мюзикловой формами музыкального театра.

Елизавета Корнеева чутко уловила и постаралась передать в своем спектакле мюзикловую сущность новой для России оперы. Действие разворачивается в пространстве, напоминающем клубный бар, публика, как на показе мод, сидит вокруг огромного вытянутого со сцены в партер подиума, на котором начерчены железнодорожные рельсы и шпалы – ведь свое путешествие Эвридика совершает на поезде, везя с собой большой чемодан. Огромный экран-задник, на котором постоянно мелькают видеопроекции, в определенные моменты также дает перспективу убегающего вдаль железнодорожного полотна, словно продолжая перспективу сцены-подиума. Спектакль носит частично иммерсивный характер, поскольку действие нередко выплескивается в зал, вовлекая в него публику.

Все персонажи драмы наделены эстрадной пластикой, характерной для представителей поп-культуры, они облачены в экстравагантные костюмы и имеют яркий макияж. Джазовый ансамбль «Lyrica Classic» под управлением Виталия Коваленко расположился на сцене у задника. Сольные номера каждого из центральных персонажей оперы решены как эпатажные эстрадные выходы, при этом постановка не теряет драматургической внятности и цельности, эти «вставные номера» не разрушают единство формы, а скорее еще ярче подчеркивают мюзикловую природу опуса. В стилистике джаза органично вокализируют Елизавета Бокова (Эвридика) и Сергей Дудинский (Орфей) – певцы, специализирующиеся на этом стиле. Но и чисто оперные исполнители великолепно освоили непривычную для себя манеру и отлично вписались в предлагаемый контекст – это Илья Хардиков (Гермес), Илья Ушуллу (Плутон) и трио «Melody» (гарпии-отравительницы).

Тула - Москва


Читайте также


Вот Лукоморье, дуб стоит зеленый

Вот Лукоморье, дуб стоит зеленый

Ольга Камарго

В Доме актера на Арбате подвели итоги поэтического Филатов-феста

0
273
Турция расширяет военный плацдарм в Сирии

Турция расширяет военный плацдарм в Сирии

Игорь Субботин

Анкара продлила на три года мандат на трансграничные операции

0
2308
Белый дом хочет разрушить военные планы Нетаньяху

Белый дом хочет разрушить военные планы Нетаньяху

Игорь Субботин

Вашингтон отговаривает Израиль от повторной операции в секторе Газа

0
2037
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
2734

Другие новости