0
3480
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2024 18:19:00

В Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе открыли летний сезон

Голубка в дачном переплете

Тэги: пушкинский музей, летний сезон, мастерская штейнберга, выставка, сергей бояринцев

Online-версия

пушкинский музей, летний сезон, мастерская штейнберга, выставка, сергей бояринцев Объекты Сергея Бояринцева. Фото Антона Баклыкова/ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мастерскую Штейнберга в 2016-м Пушкинскому музею передала его вдова Галина Маневич, с 2017-го дачный домик летом стали открывать для посетителей. К ежегодным программам, посвященным Штейнбергу и другим неофициальным художникам, в этот раз прибавилась выставка – итог первой арт-резиденции (команда проекта – Дарья Колпашникова, Ольга Гаврилина, Анжела Гордиюк и куратор выставки Анна Зиновьева). Серия объектов Сергея Бояринцева «К себе от себя», по его словам, инспирирована, во-первых, темой дома и его отсутствия, во-вторых, соединяющей дом с миром дорогой. А вечером Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) исполнил во дворике мастерской произведения Эдисона Денисова, Александра Вустина, Губайдулиной и Шнитке – почти как на квартирнике. Среди ближайших мероприятий – дискуссия «Зачем нужны арт-резиденции?» в самом ГМИИ (6 июня) и лекция Ирины Горловой «Эдуард Штейнберг: «Свободен от времени» в Тарусе (8 июня).

Календарный год Эдуарда Штейнберга делился между Тарусой, Москвой и Парижем. В Тарусе, городе «сто первого километра», в 1954-м поселился вернувшийся из лагерей отец – Аркадий Штейнберг.

Бывают диалоги, когда непрямой ответ для коммуникации оказывается более точным. Сергей Бояринцев работает с миром ассоциаций, а не конкретных значений и настаивает, чтобы зритель по этому же принципу его произведения толковал. «Строения», которые видишь, едва миновав калитку, и которые, в свою очередь, «смотрят» в окна дома – что-то вроде башен чуть выше человеческого роста. Внутри них вставленные друг в друга геометрические элементы словно множатся до бесконечности. В связи с ироний геометрии на тему бесконечности можно вспомнить «Прибор для наблюдения пустоты и бесконечности» Ивана Чуйкова, в связи с геометрическим кружевом реек – объекты Игоря Шелковского. А у Бояринцева основная единица, сквозной мотив проекта – вязь оконного переплета старых дач, то разрастающегося, то схлопывающегося до форточки, как будет в одном из объектов внутри дома. И еще – геометричность форм, которая была важна и Штейнбергу с его диалогом с Малевичем. Вместе с тем в «Строениях» есть аллюзия на бесконечность верстовых столбов, на разделение общественного и частного пространства. Сверху на стеклах разместились лаконичные натюрморты, цилиндр и, кажется, череп животного. В каждом из импровизированных окошек они просто немного меняют конфигурацию. Это уже тихая жизнь вещей.

Живопись Штейнберга, вошедшую в собрание ГМИИ, в Тарусе не хранят – нет климат-контроля. Соединение Бояринцевым ассоциативного принципа и нескольких сквозных мотивов в этом пространстве существует органично. Строениям – верстовым столбам находится рифма в объектах «Да нет не знаю» внутри дома. Но там они теряют в весе, превращаясь в далекое подобие архитектонов Малевича, то материальных, то нарисованных на стекле, то намечающих форму, то ее «вынимающих» – и непременно «оплывающих», утрачивая, как в воспоминаниях, четкость очертаний. Один из бояринцевских «архитектонов» вдруг увенчан головой куклы-неваляшки, так что привязанность художника к реди-мейдам в этом случае получает эхо в виде того самого непрямого диалога, игры с бытом старых дач.

Оконные переплеты, геометрия Штейнберга и Бояринцева, атмосфера летнего дома, остающаяся во включенных в объекты гербариях, перекличка с предметами мастерской, будь то череп животного (так вот что было на натюрмортах «Строений»?!) или птица на рисунке – все это увязано воедино с помощью еще одного приема. Живопись на стекле силуэтна. Бояринцев говорит, ему она принципиальна тем, что для выражения мыслей язык часто оказывается несовершенным и похожим на проекции, как тени платоновской пещеры. Этим приемом он отвечает в том числе на важную у Штейнберга рефлексию формы как знака, символа.

Вот и голубка, появлявшаяся на работах Штейнберга, у Бояринцева видна в самом камерном объекте, установленном в мастерской, буквально – в размер форточки. Против света голубка совсем бесплотна, это «вынутый» силуэт с травинками и солнечными бликами внутри. Посмотреть с другой стороны – нарочито осязаема. С выставкой по-своему зарифмовалось «Пение птиц» Денисова, открывшее концерт МАСМ – с фонограммой и импровизацией музыкантов по заданной канве как образом и диалогом с ним.



Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
701
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
675
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11508
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8215

Другие новости