В этом здании дважды устраивали гимназию, в перерыве располагалось Императорское человеколюбивое общество. Фото агентства «Москва»
В самом старом доме на Маросейке директор Музея Анатолия Зверева (Музея AZ) Наталия Опалева в конце 2022-го открыла лабораторное пространство для диалогов художников разных поколений. С тех пор площади увеличились, вход с торца здания 11/4–1 переместился собственно на улицу, а экспериментальная площадка превратилась в Центр современного искусства AZ/ART. До осени здесь показывают «Неочевидные пересечения» – проект об изобразительном искусстве и музыке андеграунда, сделанный Наталией Опалевой, директором Фонда Николая Каретникова Антоном Каретниковым и музыковедом, куратором концертной программы Сергеем Терентьевым.
Центры современного искусства часто обосновываются в старинных пространствах, и флер архитектуры во многом задает тон восприятия «начинки». Сейчас случай особый, поскольку речь идет о доме XVII–XVIII веков. Арт-критик, историк архитектуры Евгения Гершкович опубликовала текст об истории здания. С Маросейки у особняка Нарышкина–Рагузинских классицистический фасад, со стороны внутреннего двора – это палаты XVII века, с пухлыми наличниками, выдающими вкус нарышкинского барокко – правда, восстановленными. Здесь дважды устраивали гимназию, в перерыве располагалось Императорское человеколюбивое общество. Большевики появившийся при петровском сподвижнике, графе Рагузинском, третий этаж отдали под коммуналки. Здание и теперь жилое – ЦСИ занял первый этаж.
Тем, кто ждал обещанного финала энергично начавшейся кураторской трилогии Александра Дашевского «Системы мимикрии» (см. «НГ» от 20.09.23 и 17.01.24), придется потерпеть до осени. Обещают, он откроет проект о художниках и музыке XXI века.
В «Неочевидных пересечениях», задуманных, чтобы показать «панораму интермедиальных пересечений внутри второго авангарда», расклад такой: один зал аккумулировал миниатюрный дайджест в 10 работ шестидесятников из собрания Музея Зверева; в соседнем, концертном, экспозиция будет меняться еженедельно, подробнее раскрывая художника, в диалог с которым вступает музыка. Вход в ЦСИ в первый месяц работы свободный, за исключением музыкальных вечеров и кинопоказов. Кинопрограмму «За кадром. Композиторы-нонконформисты в советском кино: от оттепели до перестройки» с анимационными вкраплениями готовил киновед Максим Павлов.
Поворот и с появлением ЦСИ, и с нынешним фокусированием на визуально-музыкальных рифмах напрашивался. Хотя Музей Зверева делал не только посвященные этому темпераментному и чрезвычайно плодотворному автору выставки, после какого-то количества зверевских показов стало очевидно, что c таким количеством Зверева долго не получится. Наталия Опалева собирает свою коллекцию неофициального искусства – коллекцию Музея Зверева – и уже дважды возила ее в Русский музей (см. «НГ» от 13.03.23). Казалось логичным, что собрание может регулярно экспонироваться в другом, не гостевом статусе. Весной, в преддверии открытия ЦСИ, музей запустил новую издательскую серию «Художники из коллекции Музея AZ», первая книжка посвящена Евгению Михнову-Войтенко, тоже герою «Неочевидных пересечений» (концерт «Конкреции и серии» с произведениями Бориса Тищенко и Николая Каретникова намечен на 10 июля).
Что касается музыкального авангарда, Музей Зверева был среди партнеров филармонических абонементов Musica sacra nova, организованных Фондом Каретникова и ставших событием (Сергей Терентьев там курирует концертные программы). То, что на Маросейке произведения Губайдулиной, Шнитке, Волконского, Эдисона Денисова исполнят ансамбль солистов «Студия новой музыки», Московский ансамбль современной музыки и Ile Theleme Ensemble – хотя и в совсем камерном формате, – вполне своевременно в период завершающихся у специализированных музыкальных институций сезонов.
Наследие классика советской абстракции Юрия Злотникова благодаря разбору его архивов и изданию текста «У истоков «Сигнальной системы», который он писал параллельно с разработкой одноименной серии (см. «НГ» от 03.04.24), в последние годы показывают часто, и, возможно, оно становится понятнее. На Маросейке его абстракции и работы Бориса Турецкого появятся во время концерта «Сигнальные системы», где прозвучит музыка Губайдулиной, Тищенко и Денисова, акцентирующая роль ударных (24 июля). Андрей Волконский был знаком со «структурным символистом» Дмитрием Плавинским, бывал у того дома, а у себя устроил первые выставки Яковлева и Кропивницкого. 31 июля концерт Ars antiqua – Ars nova объединит творчество Плавинского с музыкой Волконского, Сильвестрова, Губайдулиной, Шнитке и Тищенко.
«Иература» Шварцмана 1970 года, воспроизведенная в прошлогоднем буклете абонемента Musica sacra nova, теперь экспонируется под сводами XVII века. Пару Шварцману 28 августа составят работы Шнитке на заключительном концерте «Гимны и иературы». В гимны сам Шнитке «религиозную мотивировку» еще не вкладывал, стремясь имитировать «интонационную систему древнерусской церковной музыки». Иературы Шварцмана совсем не выглядят как религиозные образы, но иератом он называл того, «через кого идет вселенский знакопоток».