0
3156
Газета Культура Интернет-версия

07.07.2024 12:01:00

Петербург услышал «Приглушенные голоса»

I Международный фестиваль современной камерной оперы женщин-композиторов «Приглушенные голоса» дебютировал в Северной столице


Фото предоставлено пресс-службой проекта

Фестиваль «Приглушенные голоса» начался в феврале этого года в Москве. Кроме ряда московских премьер его события также прошли в Ярославле и Туле. Завершение форума в июне-июле проходит в Санкт-Петербурге. 22 июня, в День памяти и скорби, в городе-герое Ленинграде, быть может, больше других пострадавшем в минувшей войне, на сцене Театра Бориса Эйфмана при полном аншлаге фестивалем были представлены очередные новые для российской публики оперы – американского и российского авторов. Из них особенно вторая была созвучна памятному дню, поскольку отсылала к событиям Второй мировой войны.

Первая же – «Доказывая» американки Мисси Маццоли на либретто Ройса Ваврека – повествует о временах еще более отдаленных: о 70-х годах позапрошлого века. Среднестатистическая американская семья Зегнеров пытается вести фермерское хозяйство в штате Небраска: чтобы быть успешными, закрепиться на этой земле, они должны выполнять все предписания бюрократов, доказывая свое право на обладание акрами. Эта изнурительная погоня за американской мечтой в итоге приводит к череде трагедий, ставших роковыми для Зегнеров. Опера по одноименному рассказу Карен Рассел была впервые поставлена в 2018 году в Вашингтонской национальной опере, Опере Омахи и нью-йоркском театре Миллера и снискала горячий прием широкой публики и музыкальной общественности. После этого опера активно ставилась на других американских сценах, а в мае этого года усилиями фестиваля «Приглушенные голоса» состоялась ее премьера в Москве, России и Европе – «Доказывая» была исполнена в «Геликон-опере».

Петербургский показ стал вторым исполнением на евразийском континенте и во многом оказался повтором уже обкатанной в столице продукции. Маццоли отнесла свою оперу к жанру «хоррор». «Звучит интригующе, - утверждает композитор. – Из-за него у людей возникает любопытство к самой работе, и оно вдохновляет аудиторию на дальнейшие поиски. В этом смысле это провокация, но я думаю, это точное описание пьесы». Действительно, «Доказывая» соединяет в своем сюжете проявления социального зла и мистику. «Опера объединяет в себе экстремальное, эмоции и импульсы доводятся до предела. Результат – горе, восторг, убийство, смерть и предательство. Я думаю, аудиторию привлекают и опера, и хорроры из-за катарсического опыта, который дарит такие экстремальности в исполнении актеров или певцов в относительной безопасности театра. Это способ опосредованно прожить наши худшие страхи или наши главные мечты с безопасной точки обзора», - заключает Маццоли.

Нагнетание мрачной атмосферы заложено в партитуре. Она необычна, а инструментовка поистине экзотическая: шестеро солистов, семь акустических гитар, восемь губных гармоник, клавесин и камерный ансамбль. Музыкальному языку сочинения присущи черты эклектики и полистилистики: тут и барокко, и экспрессионизм, и инструментальная жесткость, и в то же время «хрустальная» легкость звучания губных гармошек, поддерживающая ощущение инфернальности и нереальности происходящего на сцене.

Тему смерти, трагического конца для семейства, погнавшегося за американской мечтой, режиссер Елизавета Корнеева подает иносказательно, не показывая на сцене убийства, а через обнажение героев: каждый из них, сбрасывая одежду, словно возвращается в исходную точку, момент, когда он еще не родился и, соответственно, не был обуреваем присущими людскому сообществу страстями.

Оперу качественно исполнили шесть солистов в сопровождении оркестра «Арт-мьюзик» под руководством британского дирижера Джереми Уолкера. Яркие и выразительные голоса певцов сумели донести до публики всю необычную красоту новой оперы, звуковыми средствами обрисовать сложные, неординарные образы ее героев.

Солист Оперного театра Московской консерватории сочный баритон Кирилл Панфилов, исполнивший роль отца семейства Зегнеров, уверенно показал себя в современном репертуаре, пройдя трансформацию своего героя от счастья до алкоголизма и сумасшествия.

Маму семейства великолепно исполнила продюсер фестиваля лирико-драматическое сопрано Юлия Петрачук с невероятными пианиссимо в третьей октаве, дающие напряжение в самых эмоциональных моментах партии, которая требует не только актёрского мастерства, но и широкого диапазона с виртуозной техникой.

Солист «Новой оперы» бас Жасур Хайдаров исполнил партию Призрака, который по сюжету оперы, является сведённым с ума соседом, убивающим всех, с кем его сводит судьба. В постановке Корнеевой, Призрак и есть рука бюрократии. Молодой обладатель бархатного баса Хайдаров ярко изобразил своего героя, играя красками голоса в сложнейшей партии.

Меццо-сопрано Василиса Шаплыко (из Молодежной оперной программы Большого театра) и сопрано Пелагея Куренная (солистка Мариинского театра) исполнили партии двух умерших сестёр семейства Зегнер. Их героиням достались акробатические задачи, во время которых они мастерски меняли тембры голосов, играли на губных гармошках и справлялись со всеми трудностями вокального ансамбля.

На самую юную роль младшего сына семьи, 11-летнего Майлза Зегнера, был приглашён студент третьего курса Московской консерватории и финалист ТВ-шоу «Голос. Уже не дети» тенор Давид Саникидзе. Давид великолепно показал себя в камерном репертуаре, исполнив свою партию на уровне своих коллег и заявив о себе на международном уровне.

Спектакль также представил незаурядные таланты молодых актёров немых ролей – актёров театра СТИ Александра Антипенко (партия Лошади) и Тараса Шевченко (партия Свиньи), а партию сумасшедшего старшего сына семейства Питера Зегнера великолепно сыграл актёр Иван Марков. Роли потусторонних душ красивой пластикой наполнили артисты Театра-студии «Каннон Данс».

Во второй части вечера прозвучала опера московского композитора Алины Подзоровой «Периодическая система». Ее премьера состоялась на Дягилевском фестивале 2019 года, спустя два года вторая версия оперы исполнялась в Рахманиновском зале Московской консерватории. Петербургский показ – полноценная сценическая премьера в городе на Неве.

В ней перекличка с Великой Отечественной войной очевидна: в основе либретто Аси Чащинской автобиографический сборник итальянского еврея Примо Леви, пережившего Освенцим. История о концлагере передана автором через череду философских генерализаций, когда Леви сравнивает химические элементами с зигзагами человеческой судьбы.

Кислород – рождение, дыхание свободы, горение; углерод – символ жизни и неприкосновенности всего живущего; хлорид натрия – апофеоз скорби, невозможности бесследно изжить боль, полученный страшный опыт. Пустое, мрачное и темное пространство словно стремится поглотить свою жертву – обреченного еврея. Вокруг расставлены стеклянные колбы для химических экспериментов. Немецкий ученый-фашист Мюллер в фосфорицирующем скафандре подобен божеству, призванному карать и миловать – он не то, чтобы отъявленный злодей, но самой системой поставлен творить неправое дело.

Для иллюстрации сильнейших переживаний героя, не раз оказывающегося на волосок от гибели, Подзорова выбирает ярко экспрессионистский стиль, весьма отличный от таких ее слышанных ранее опер как «Апноэ» и «Принцесса и свинопас». Жесткие ритмы и гармонии, использование человеческих голосов на пределе возможного, неоднократное использование шпрехгезанга – все это рождает атмосферу боли и неразрешимых противоречий.

«Герои моей оперы «Периодическая система» – это собирательные образы из книги, каждый из которых связан с вечными архетипами: Мюллер представлен не только как действующее лицо, но и как олицетворение вечного насилия и агрессивной силы. Ирит – не только персонаж оперы, но и символ вечной женщины, существующей во все времена. И, наконец, собирательный Голос Матери одновременно является и голосом матери каждого человека», - говорит автор.

В опере задействовано четыре солиста. Каждый из них оказывается на высоте, удивляя яркой экспрессией. Главная партия Примо Леви выразительно исполнена актёром и басом Игорем Витковским. Артист рисует богатую нюансами психологическую картину используя свои актёрские навыки, которые в этой партии превалируют над певческими. Солист «Новой оперы» тенор Юрий Ростоцкий уже зарекомендовал себя на международной арене как артист высочайшего уровня. В опере ему досталась сложнейшая партия злодея Доктора Мюллера, которую он сочетает с филигранной актерской игрой. Приглашённая солистка «Новой оперы» меццо-сопрано Светлана Злобина, исполнившая партию Ирит, завораживала слушателя красивым голосом и прочувствованной партией своей трагической героини. Сопрано Ольга Реутова была тем самым Голосом Матери, который слышал Мюллер в своей агонии и которую он так неистово звал перед смертью.

Оркестр «Арт-мьюзик» под водительством русского британца Джереми Уолкера мастерски озвучивает непростой материал, поддерживая баланс с певцами и создавая инструментальную основу неуютно царапающему душу оперному миру Алины Подзоровой.


Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
946
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
482
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
436
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
123

Другие новости