Выступление чувашской труппы в Суздале. Фото предоставлено Александринским театром
Ассоциация национальных театров России была основана под эгидой Александринского театра два года назад, в Год культурного наследия. В состав Ассоциации вошло около 40 театров из разных республик и регионов страны, для того чтобы решить проблему сегодняшней роли театров на языках народов России. Во Владимирской области в год празднования 1000-летия Суздаля состоялся II Конгресс национальных театров. Здесь подвели промежуточные итоги и наметили новые цели.
Национальные театры, получившие в Советском Союзе государственный статус, после 1990-х годов, к сожалению, остались на периферии театрального процесса России. Будучи главной культурной институцией для сохранения языка в национальных республиках, театры оказались заперты, по сути, в собственном «гетто». Возможность работать только для ограниченной зрительской аудитории тормозит художественное развитие, консервирует театр, так как нет новых сил в режиссуре и сценографии. Ведь задачи режиссера в национальном театре еще более глубокие, постановщик обязан не понаслышке знать локальный контекст.
Театр в республиках выступает мощным инструментом и сохранения языкового своеобразия, и развития многонациональной российской культуры. Мордовский национальный театр играет на трех языках: мокшанском, эрзянском и русском. А в Дагестане 12 профессиональных театров, из них восемь работают на наречиях, готовится к открытию детский театр на пяти языках (всего в республике 37 народностей).
Сегодня есть технические инновации для укрепления взаимопонимания народностей, исправляющих «трудности перевода» – тифлокомментирование театральных постановок. На данный момент благодаря Ассоциации спецоборудованием оснащено 12 театров, в том числе в Горно-Алтайске. Однако численность носителей национальных языков (всего наречий около 200) неумолимо сокращается по мере убыли сельского населения России, а молодые горожане в основном знают только русский.
Одна из дискуссий на конгрессе была посвящена в целом процессу цифровизации в театре. Татарстан пока остается бесспорным лидером инновационных решений. Так, директор татарского Театра им. Камала Ильфир Якупов представил коллегам проект нового здания театра, открытие которого запланировано на 2024–2025 годы. Проект здания – результат разработки международной команды архитекторов – станет одной из самых современных сценических площадок России.
Но в целом «музеефикация» национальных театров происходит гораздо более стремительно, чем этого бы хотелось. В первую очередь потому, что литературная основа для спектаклей – это чаще всего национальный эпос, мифы, сказки, легенды, фольклорные обряды, произведения национальных писателей, а значит, это редко обновляемый драматургический корпус инсценировок (шутка ли: самому молодому драматургу Дагестана – 75 лет). Таким образом, вопросы кадрового голода в национальных театрах стоят остро: помимо режиссеров не хватает и драматургов. Вопрос подготовки молодых специалистов театральных профессий (в том числе и узких – заведующих постановочной частью и др.) пока остается открытым, как, впрочем, это было и раньше.
Чувашская республика сегодня имеет договоренность с Театральным институтом им. Щукина об открытии целевого национального курса для Чувашского драмтеатра в 2025 году. В 2023 году из этого училища выпустился курс актеров, где широко были представлены калмыки и коми. Такие меры поддержки, по сути, возвращают одну из значимых советских традиций в сфере творческого образования: целевые национальные студии. Подобная практика в СССР решала одну из главных проблем – подготовку национальных кадров, нехватку актеров для исполнения пьес на родном языке. Сегодня Ассоциация проводит в рамках проекта «Национальная театральная школа» регулярные интенсивы, курсы повышения квалификации в регионах по различным специальностям. По мнению директора Театра обско-угорских народов «Солнце» Евгения Захарова, у нацтеатров сегодня есть проблемы не только с построением репертуара и формированием труппы, но и с общественным позиционированием, разработкой стратегии развития: каким должен быть сегодня национальный театр, в чем его миссия и кто его зритель?
На эти сложнейшие вопросы, которые требуют работы на перспективу и всесторонней господдержки, художественный руководитель Александринки, председатель Совета Ассоциации национальных театров Валерий Фокин предложил посмотреть с точки зрения ключевых форматов и потребностей. «Очень важный приоритет нашей работы – это копродукции, взаимодействие театров, совместные проекты между театром одной культуры и другой – вот что дает движение вперед. А объединяет нас именно русская театральная школа. Поэтому профессионально мы разговариваем на одном языке», – сказал Фокин. Обращаясь к руководителям театров, режиссер подчеркнул: «Для меня самое главное – куда мы пойдем дальше. Давайте больше думать про молодежь: сегодня очень важный вопрос кадровый, нам нужно готовить режиссерскую смену. И дело не в том, чтобы выпустить еще один курс, вопрос – как в сегодняшних трудных условиях курс будет работать, о чем эти режиссеры сегодня художественно думают, какая у них, помимо профессиональной оснащенности, «идеология».
Валерий Фокин идеи сразу воплощает на практике: в этом году при РГИСИ выпустился его магистерский курс «Художественное руководство театром», где обучались представители Чувашии, Тувы, Ханты-Мансийска, Башкирии и Татарстана. Для театральных продюсеров, кадров для регионов России и стран-партнеров (Казахстан, Азербайджан) в будущем сентябре запустится магистратура уже на базе СПбГУ. В рамках деятельности Ассоциации запланирован и запуск премии творческим деятелям из числа национальной молодежи. «Думаю, что мы найдем такие ресурсы, чтобы каждый год поддерживать несколько молодых деятелей в театре финансово и организационно, с тем чтобы они могли реализовать свои творческие задумки на сцене; это поможет директорам в работе с молодым поколением и в режиссуре, и в драматургии, и во всех вопросах, которые нас волнуют, из них главный – становится все меньше постановок на языке», – рассказал о своем предложении директор Александринского театра Сергей Емельянов.
В рамках конгресса состоялся и Первый летний фестиваль национальных театров России. На территории Музея деревянного зодчества Суздаля выступили калмыкский, мордовский и чувашский театры. Кульминацией фестивальной программы стал показ уникальной (так как игралась однократно) версии спектакля «Блаженная Ксения. История любви» Национального драматического театра России – Александринского театра в Суздальском кремле. Древний архитектурный ансамбль стал живой декорацией для постановки по житию русской святой, рассказанной современным драматургическим и сценическим языком, что наглядно подтвердило актуальную идею синтеза традиции и новаторства.
Суздаль–Москва