Труппа из Чили ломает представление о кукольном театре как о детском. Фото агентства «Москва»
В Москве на ВДНХ в седьмой раз проходит Международный фестиваль искусств «Вдохновение». Фестивалю удалось сохранить многонациональность афиши: в день открытия здесь выступила труппа Silencio Blanco из Чили и сыграла моноспектакль французская актриса Аурелия Имберт. Всего за неделю спектакли и перформансы пройдут в 11 локациях на ВДНХ: от Зеленого театра до колеса обозрения.
Плотнее изучать географию российским зрителям уже требуется стахановскими темпами, время гастролей западноевропейского театра в России закончилось – и нужно узнавать театр из весьма отдаленных уголков планеты. Впрочем, жемчужины есть везде, где есть талантливые люди. Тем интереснее бывает увидеть, в каких традициях сегодня существует тот или иной вид театра.
Чилийская труппа Silencio Blanco работает на стыке жанров. Номинально кукольный спектакль играют без слов – актеры-кукловоды лишь создают звуковой фон, главное передано пластикой. Актеры не только ведут кукол (одна кукла может распределяться на троих исполнителей), но и вступают между собой в пластический диалог. Работают с куклой открытым приемом, участвуют как исполнители ролей и даже могут создать из своих тел декорации – стать непроходимой горой или сбивающим с ног порывом ветра для куклы. Но превалирование актеров над куклами не мешает восприятию, настолько точны и выверены движения, так что можно увидеть, как кукла «дышит», хотя на самом деле она лежит на вздымающейся спине человека.
Обстановку кукольного дома актеры собирают как в игрушечном мире: располагают кроватку, стул, включают микроскопическую лампу, ставят на стол малюсенький чайник и чашки. И это уже предметный театр. Спектакль разыгрывают на небольшой подвижной поверхности, и кажется, что снимают анимационный фильм, а зрители наблюдают backstage.
Сюжет посвящен трагическому событию современной истории Южной Америки. В 2005 году на учениях в горном восхождении на чилийский вулкан Антуко погибло более 40 военнослужащих, молодых призывников, они замерзли насмерть от внезапных снегопадов и резкого понижения температуры, к которым не были подготовлены. Но на сцене всего три куклы: пожилая пара вспоминает своего погибшего сына, который приходит то ли призраком, то ли ожившим воспоминанием и каждый день садится за семейный стол с родителями или включает магнитофон в своей комнате. Воспоминания помогают справиться с горем, но одиночество теперь безраздельно с отцом и матерью.
Планшетные куклы выполнены в строгой анатомической форме на шарнирах, а сделаны из папье-маше (театр Silencio Blanco использует подручные материалы – от газет до палочек для еды), но создается впечатление, что вытесаны, вырезаны куклы как будто из камня. Так глубоки морщины, так выразительны и крупны черты кукол-стариков. Причем визуально куклы напоминают погребальные статуи моаи с острова Пасхи – желтовато-серый оттенок, полинезийские лица, вытянутые головы, приплюснутые носы.
Внутри спектакля кукловоды переходят из статуса объекта в статус субъекта. Одна из самых ярких сцен – эпизод, посвященный армейской дедовщине. Ближе к финалу мы становимся свидетелями реальной истории юноши, его борьбы, того, что он чувствовал незадолго до гибели. Солдат бежит «благодаря» рукам двух кукловодов-девушек, а двое актеров-мужчин становятся в этот момент исполнителями ролей (сразу задается антитеза размеров маленькой куклы и человека-«великана»). Они буллят героя, издеваются над ним, улюлюкают, превращаются из людей в лающих собак, и психологическая травля переносится на тех, кто держит куклу, усиливаясь от гендерного противопоставления. Тема насилия (армия тут выступает наглядной метафорой) по-настоящему удивила российскую публику, привыкшую к тому, что куклы – это жанр детского развлекательного театра, не способного говорить о серьезных проблемах. Острой темой спектакль вызвал оживленную дискуссию московских зрителей. Но именно на этом контрасте выстроено эстетическое воздействие: хрупкость куклы рассказывает о болезненных вопросах гораздо более тонко, чем это делают слово и актер, его произносящий.
В моноспектакле «Мечты горничной» Аурелия Имберт играет мигрантку из Польши, та приходит мыть полы в театр, где репетируют спектакль по Шекспиру. Неожиданно девушка сама начинает играть знаменитых персонажей, перебирая старинных героев, так же как языки, на которых изъясняется (польский, английский, французский). Театр переживания и перевоплощения явно не самая сильная сторона актрисы, поэтому ее работа запоминается совсем иным качеством, свойственным современному европейскому стилю – элементы акционизма. Спектакль начинался еще на улице, когда «нагловатая» девушка по-польски просила в толпе телефон, чтобы позвонить за границу своего мужу. Пока зрители рассаживались в зале, она же «бесцеремонно» могла согнать кого-то с места, отпить воды из чужой бутылки, снять с кого-то очки. Внутри сценария это становилось реперными точками: поскользнувшись на вымытом полу, горничная, словно мучаясь от головных болей, просила у публики чего-то сладкого – например, конфету, а затем неожиданно выуживала банку с шоколадной пастой, раскрашивала ею лицо и таким образом превращалась в чернокожего мавра. Или переходя от Леди Макбет, судорожно смывающей невидимые пятна крови с рук, опускала в ведро с водой голову и начинала захлебываться, как тонущая в реке Офелия. Так актриса словно проверяла границы своих возможностей (и зоны комфорта зрителей!), проходя по линии осмысления театральной профессии: актер должен всегда оставаться самим собой или каждый раз растворяться в новом образе?
Фестиваль продлится до конца недели. Вход на события по регистрации; если она закончилась, можно прийти в порядке живой очереди на свободные места. В первые дни августа на ВДНХ выступят аргентинский театр с прочтением чеховской «Чайки», бразильский актер Клейтон Насименто с танцевальным моноспектаклем «Макаки» о расизме. Театр из ЮАР покажет хореопоэму к юбилею установления демократии в Южной Африке, будет сыгран иранский перформанс о Дон Кихоте, а также состоится чилийский интерактивный проект «Кулинарная книга», где художники вместе со зрителями будут делиться рецептами и готовить в условиях театрального действия. Александра Урсуляк в павильоне «Рабочий и колхозница» даст спектакль-концерт «Хорошие песни», а завершится программа двухдневными показами мюзикла «Обыкновенное чудо» петербургского ТЮЗа им. Брянцева в постановке Алексея Франдетти.