Мария Баракова - лауреат премии "Casta Diva" в номинации "Взлет". Фото Geometria предоставлено пресс-службой театра |
По традиции Casta Diva объявляет лауреатов весной, когда отмечается День театра, а гала-концерт подгадывается к Дню оперы, в октябре. Сегодня, когда Союз театральных деятелей обсуждает снятие персональных номинаций в конкурсе «Золотая маска», Casta Diva остается одной из двух российских премий (другая – совсем молодой петербургский «Онегин»), в фокусе которой прежде всего оперные артисты. Престиж награды оттого становится все выше.
В этом году Casta Diva как раз была присуждена певцам. Кристина Мхитарян признана певицей года – жюри отметило ее исполнение партии Лю в спектакле Венской оперы «Турандот». За погружение в вагнеровский репертуар с выделением партии Ганса Сакса в «Нюрнбергских мейстерзингерах» был награжден солист Мариинского театра бас Михаил Петренко. Наконец, в номинации «Взлет» победу одержала певица Мария Баракова, уверенно покоряющая европейскую оперную сцену. Впрочем, и российскую тоже: совсем недавно Мария стала приглашенной солисткой Нижегородской оперы.
Да и сама программа вечера объединила лауреатов премии Casta Diva и солистов Нижегородского оперного. Оперные хиты сложились в изящный, легкий концерт, оформление в дворцовом духе задавало торжественный тон. Оркестр La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского – к слову, еще одного именинника в тот день – поддерживал артистов, как всегда – точно, музыкально.
Открывала концерт, конечно, каватина Нормы, одна из самых известных и пронзительных оперных арий, которая и дала название премии. Честь исполнять эту музыку выпала Венере Гимадиевой, которая появилась и во втором отделении уже с одной из самых известных колыбельных – Summertime из оперы «Порги и Бесс».
Михаил Петренко, статуэтку которому вручил президент премии Михаил Мугинштейн, взбодрил зал куплетами Мефистофеля из «Фауста» Гуно, а тенор Сергей Кузьмин зачаровал лирической арией самого Фауста.
Получила долгожданную статуэтку Casta Diva сопрано Анна Нечаева: солистка Большого стала лауреатом премии за 2022 год, но тогда гала-концерт с вручением не состоялся. В ее исполнении прозвучала полная отчаяния ария Тоски «Я жила искусством», во втором же отделении Анна вышла на сцену в дуэте с другим лауреатом Casta Diva Владиславом Сулимским – чтобы исполнить дуэт Амелии и Ренато из «Бала-маскарада» Верди. Не так давно оба артиста участвовали в постановке этой оперы в Перми, и Сулимский за свою роль получил «Золотую маску», о чем с благодарностью партнерше сказал, вручая ей награду Casta Diva. Оба эти певца действительно, кроме вокального совершенства, актерского дарования, умения импровизировать, обладают чутьем к ансамблевой работе. Сам же Сулимский исполнил арию Риголетто «Куртизаны, исчадье порока»: вырванная из контекста спектакля она может прозвучать блекло, но только не у Сулимского, который заставил зрителя вообразить насмешливое окружение Риголетто, мужчин, которых шуту приходится умолять о милости сказать, где его дочь. Другой выход Владислава – с арией Грязного, где артист убедительно показывает смятение жестокого человека, впервые познавшего настоящее чувство. Мария Баракова блистательно спела виртуозную каватину Изабеллы из «Итальянки в Алжире», а затем вышла совсем в другом репертуаре, продемонстрировав разные грани своего таланта – в трагичной арии Любаши из «Царской невесты».
Молодые солисты Нижегородской оперы, надо сказать, на фоне маститых певцов не выглядели блекло – напротив, ответственность и здоровый дух соперничества, даже дерзости, будто помогали, добавляли сил. Мария Калинина уверенно спела арию Лизы из «Пиковой дамы», Константин Сучков, артист уже опытный, как маленький спектакль разыграл балладу Томского, одним махом сбив напускной налет иронии с последними нотами, Екатерина Ясинская показала недюжинной силы голосище в арии Кумы из «Чародейки». Разбавила парад оперных хитов песня из цикла для голоса и струнного квартета «Йосл и Соре-Двоше» Леонида Десятникова (солировала Мария Калинина), а в финале прозвучал один из самых прекрасных дуэтов: Верена Гимадиева и Сергей Кузьмин, перевоплотившись в Рудольфа и Мими, пропели «Любовь, любовь». Для завершения – прекрасно.
Нижний Новгород–Москва