0
5766
Газета Культура Интернет-версия

05.11.2024 17:50:00

Амазонка Любочка

В Москве при поддержке "Роснефти" проходит выставка, посвященная художнице Любови Поповой

Тэги: москва, еврейский музей, роснефть, выставка, любовь попова, русский авангард


москва, еврейский музей, роснефть, выставка, любовь попова, русский авангард В семи залах зрители могут увидеть более 280 живописных и графических произведений. Фото © Еврейский музей и центр толерантности

В Еврейском музее и центре толерантности в Москве открылась экспозиция «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» – первая в столице за 35 лет персональная выставка, посвященная одной из самых ярких и известных представительниц русского авангарда. В семи залах зрители могут увидеть более 280 живописных и графических произведений художницы, ее учителей и современников, эскизы тканей, сценографические работы, биографические документы и фотографии, многие из которых ранее не демонстрировались. В подготовке проекта приняло участие более двух десятков музеев. Выставка проходит при поддержке компании «Роснефть».

Сильнее Пикассо

Любовь Попову относят к «амазонкам русского авангарда» – так представительниц этого направления в живописи метко назвал поэт-футурист Бенедикт Лившиц. Эти художницы демонстрировали новаторские художественные подходы, наравне с мужчинами спорили об искусстве и разрабатывали собственные направления.

Любовь Попова активно участвовала в движении авангардистов, увлекалась супрематизмом, вдохновлялась кубизмом и конструктивизмом, создала собственный уникальный стиль и свое новое направление – живописную архитектонику. Она была не только живописцем, но и графиком, сценографом, дизайнером. Обменивалась идеями со знаменитыми художниками, такими как Казимир Малевич (была членом основанного им художественного общества «Супремус») и Александр Веснин (с ним вместе работала во ВХУТЕМАС – Высших художественно-технических мастерских). Рано умерла, всего в 35, но оставила яркий след в искусстве, прикоснуться к которому смогут посетители выставки.

Экспозиция разделена на семь залов, в которых представлены произведения живописи и графики самой Любови Поповой, ее учителей, единомышленников, современников – Казимира Малевича, Александра Веснина, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Ле Фоконье и др. Например, на выставке можно увидеть рядом настоящую скрипку Николо Амати, «Скрипку» Пикассо и «Скрипку» Поповой – и убедиться, что картина русской художницы, как считают эксперты, будет посильнее работы Пикассо.

Путями русского авангарда

В экспозиции представлены произведения всех этапов и направлений творческого пути Любови Поповой. Например, зарисовки, сделанные во время путешествий по Российской империи, Италии и Франции. Любовь Попова несколько лет жила в Ялте, перед революцией регулярно посещала Европу: училась в Париже у знаменитых кубистов Жана Метценже и Анри Ле Фоконье, путешествовала по Италии, где брала частные уроки живописи. На выставке можно увидеть кубофутуристические работы Поповой, супрематические эксперименты, произведения цикла «Живописная архитектоника» – ее собственный вариант беспредметной живописи. А также конструктивистские работы серии «Пространственно-силовые построения», которыми завершается творческий путь Любови Поповой в живописи.

«Символично, что именно под крышей Бахметьевского гаража, памятника конструктивизма, мы представили выставку художницы, которая прошла путь очень короткий в жизненном отношении, но очень большой с точки зрения художественной формы: он начался с вещей условно натуралистических и закончился конструктивизмом, – обратил внимание куратор выставки Андрей Сарабьянов. – Творчество Любови Поповой – уникальное явление: оно прошло все стадии, которые прошел вместе с ним русский авангард. Этот путь, это художественное движение были положены в основу архитектурного решения выставки».

С начала 1920-х художница участвовала в оформлении театральных постановок. На выставке можно увидеть, в частности, ее первые работы для сцены – эскизы к постановке «Ромео и Джульетта». Сотрудничество Поповой со Всеволодом Мейерхольдом привело к настоящей революции в сценографии. Для легендарного спектакля «Великодушный рогоносец» она разработала первую конструктивистскую сценическую установку, которой посвящен специальный мультимедийный проект в одном из залов. Театральное действо шло в зрительном зале, занавес и кулисы отсутствовали, декорации заменяла специальная машина. Конструктивистские новации вызвали неоднозначную реакцию публики, но впоследствии были признаны классикой и шедевром. В театральном разделе также можно увидеть последнюю работу художницы в театре в виде эскизов к спектаклю «Земля дыбом».

Искусство дизайна

Много времени Попова уделяла преподавательской и теоретической деятельности. Вместе с Александром Весниным, Александром Родченко и Антоном Лавинским она разрабатывала проект и учебную программу своего факультета во ВХУТЕМАС, несколько лет преподавала. Параллельно она работала в секции монументального искусства в Институте художественной культуры (ИНХУК) под руководством Василия Кандинского.

Кроме того, в 1920-е художница, очарованная пересечением искусства, дизайна и технологий и стремившаяся интегрировать эти элементы в своей работе, обращается к промышленному дизайну. Попова вместе с подругой, еще одной «амазонкой русского авангарда», художницей Варварой Степановой по объявлению устроились на Первую ситценабивную фабрику в Москве. «Новое индустриальное производство, в котором должно принять участие художественное творчество, будет коренным образом отличаться от прежнего эстетического подхода к вещи тем, что главное внимание будет направлено не на украшение вещи художественными приемами (прикладничество), а на введение художественного момента организации вещи в принцип создания самой утилитарной вещи», – провозглашала Попова.

В этот период она создала более 100 эскизов и принтов для платьев. «Дни и ночи просиживала она над рисунками ситцев, старалась сочетать требования экономии, законы внешнего оформления и таинственный вкус тульской крестьянки», – вспоминал Осип Брик. Работа в текстильном дизайне – последний и наиболее плодотворный период творчества Поповой, которому посвящен отдельный зал на выставке.

Материалы, связанные с семьей и друзьями, путешествиями, учебой и профессиональной деятельностью художницы, вынесены в отдельные пространства, позволяющие погрузиться в личную жизнь и биографию Любови Поповой. Посетители могут увидеть фотографии и биографические документы, многие из которых показаны впервые.

Создание экспозиции

Соорганизатором выставочного проекта выступила Государственная Третьяковская галерея, предоставившая из своих фондов более 100 предметов, включая живопись, графику, архивные документы и рукописи. Всего в проекте приняло участие более 20 музеев, в том числе Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей и др., а также частные собрания и фонды.

Большой вклад в сохранение наследия Любови Поповой внес крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, называвший ее Любочкой (отсюда и название выставки). Коллекция Костаки в Музее современного искусства в Салониках, хранящая около 200 работ Любови Поповой и связанных с ней архивных материалов, предоставила цифровые копии для экспозиции и каталога. Кстати, в каталог помимо выставочных экспонатов вошли и многочисленные дополнительные материалы, часть которых публикуется впервые, а также тексты ведущих историков искусства.

«Кураторы специальным образом располагали картины, чтобы наглядно воссоздать художественные рифмы эпохи, – рассказал генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, раввин Александр Борода. – Творчество Любови Поповой не только органично вписывается в художественную концепцию музея, но и созвучно ему идейно. Она наполняла свои абстрактные работы легкостью, женственностью, воздушностью, тем самым меняя представление о самом искусстве авангарда. Ее сценографические опыты открыли новую главу в развитии театра и способствовали обогащению его художественных приемов, в том числе сделав шаг на пути к такому явлению, как иммерсивность. Выставка представляет интерес не только для широкой аудитории, но и для искусствоведов: многие материалы собраны нашими кураторами и музейными работниками в процессе работы над экспозицией».

Выставка продлится до 27 февраля 2025 года и завершится международной научной конференцией, посвященной Любови Поповой и ее современникам. Поддержку проекту оказывает «Роснефть». Для компании выставка стала еще одним вкладом в российскую культурную жизнь и возрождение духовных и национальных ценностей страны. «Роснефть», в частности, участвует в поддержке Хора Сретенского монастыря, Государственного Эрмитажа, проекта «Белый пароход» и др. 


Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
600
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
1181
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
1511
Центнер радости. Венеры, гулянья, "драка красок" и "тихий" Кустодиев на выставке в Третьяковке

Центнер радости. Венеры, гулянья, "драка красок" и "тихий" Кустодиев на выставке в Третьяковке

Дарья Курдюкова

0
1503

Другие новости