0
5856
Газета Культура Интернет-версия

14.11.2024 18:22:00

"Бременские музыканты" с изнанки

Нетривиальная интерпретация культового советского мюзикла появилась в Новосибирске

Тэги: новосибирск, театр, старый дом, премьера, бременские музыканты, интерпретация, рецензия


новосибирск, театр, старый дом, премьера, бременские музыканты, интерпретация, рецензия Трубадур и его банда. Фото Виктора Дмитриева со страницы театра в «ВКонтакте»

В новосибирском театре «Старый дом» прошла премьера спектакля «Е-ЕЕ-ЕЕ! / Бременские музыканты». Главный режиссер театра Антон Федоров бросил вызов трендам сегодняшнего дня: в его интерпретации нет ни следа заигрывания ни с культовым для советского зрителя текстом, ни с самим зрителем. Однако от этого спектакль только выигрывает.

Театр сознательно выставляет маркировку 16+: это постановка совсем не для детей. Сознательно избегаем слова «сказка», ибо сказочного здесь практически нет. Напротив: все сказочные мифологемы сняты, события вполне реальны – и весьма неприглядны.

Да и наивно-романтичного, по правде сказать, тоже мало. Герои этого спектакля – застрявшие на обочине жизни хиппи и панки, когда-то питавшие иллюзии по поводу любви и свободы, сегодня, как кажется, просто влачащие жалкое существование где-то на цветочной поляне (советские ковры) и среди сосен-великанов (на видеопроекции, автор – Владислав Щетинин). Маски животных появятся лишь как галлюцинация, когда «музыканты» пугают накурившихся «разбойников».

Живут они все вместе: и Осел (Анатолий Григорьев), и Кот с беременной Подругой (Александр Шарафутдинов и Наталья Пьянова), и Пес (Виталий Саянок), и Петух (Тимофей Мамлин), и разбойники (Евгений Варава, Алексей Ефимов, Дмитрий Иванов) с Атаманшей в исполнении Анастасии Белинской, очаровательной великаншей-недотепой в кожаной куртке с вызывающей хохот надписью «нате» на спине.

Здесь же и Трубадур (Арсений Чудецкий), и Король с Принцессой (Юрий Кораблин и Лилия Мусина), все богатство которых сводится к трейлеру, что, впрочем, по меркам отшельников совсем немало, и даже Сыщик (Василий Байтенгер).

Аранжировка песен блистательно сделана Григорием Калининым и Сергеем Шайдаковым: то ли рок, то ли психоделика с ностальгическими нотами трубы из зала (Данила Кобышев). Играют и поют артисты сами, и делают это очень выразительно.

Режиссер кидает зрителю «пасхалки». «Мы к вам заехали на час… сорок пять – пятьдесят», – говорит Рассказчик (Андрей Сенько), вызывая хохот. «Только не за бочок!» – беспокойно вскрикивает во сне Петух.

Рассказчик, с чашкой чая, тихонько, в усы пробубнит знакомый по пластинкам текст: а в этом время на поляне развернется нешуточная драма, в которой нет-нет да и мелькнет что-то узнаваемое и болезненное.

Безусловно, Король не в восторге от Трубадура, который гораздо больше, чем Кот и Пес, похож на животное: безумный взгляд, постоянно высунутый язык (тут впору погуглить про квадроберов). «А дальше что?» – ставит Король разумный вопрос Трубадуру, который вознамерился жениться на Принцессе. Вопрос риторический. Отца, который из заливаемого дождем окна наблюдает за беснованием по поводу превращения Принцессы в Трубадурочку, становится  неимоверно жаль. Очевидно, когда-то он потерял жену, не выдержал горя и сдался под натиском обстоятельств – достраивает воображение его биографию. Но хочет для дочери иного. И потому идет на сделку с совестью: Сыщик трижды требует у него слова «действуй!» и получает его – но с большим трудом. Юрий Кораблин играет не канонического шута, которого хочется оболванить, а скорее трагическую фигуру, героя, которому по-настоящему сопереживаешь. «Действуй!» – и Сыщик с американским акцентом начинает «работу»: натравливает панков на хиппи. И вот уже развязана нешуточная война, где те, кто вчера дружно пьянствовал и делил ковер, идут друг на друга с кулаками.

Жертвой падет и сам Король – его закатают в пресловутый ковер, чтобы не мешал влюбленным. Неуютный мир одиночек, которых когда-то объединяли идеалы, рушится. А дальше встает вопрос: хотят ли герои найти путь к спасению? Вот здесь вступает в свои права сказка. Из полного хаоса (на сцене и в проходах зала «смешались кони, люди») звучит голос: «Простите меня» – и словно отрезвляет окружающих, которые вдруг понимают, что обрели основу для мирной жизни. А финальная баллада «Луч солнца золотого» дает надежду – призрачную, но желанную.  

Новосибирск–Москва


Читайте также


В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
2933
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3128
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3535
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2556

Другие новости