0
4447
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2024 17:38:00

Объявлены лауреаты премии "Музыкальное сердце театра"

В этом году проект принимала Самара

Тэги: самара, фестиваль, премия, музыкальное сердце театра, лауреаты

Online-версия

самара, фестиваль, премия, музыкальное сердце театра, лауреаты Все лауреаты премии в финале церемонии. Фото предоставлено пресс-службой проекта

Торжественной церемонией вручения премии «Музыкальное сердце театра» завершился одноименный масштабный фестиваль. В течение 10 дней зрители Самары и Тольятти – регион принимал проект в этом году – могли увидеть спектакли-номинанты, а профессиональное сообщество встретилось также и на лабораториях, мастер-классах, круглом столе.

Церемония проходила на сцене самарского театра юного зрителя «СамАрт», идея ее перекликалась с самым известным музыкальным брендом города – Грушинским фестивалем: в юмористической интерпретации звучали бардовские песни.

Основное же внимание было, конечно, приковано к объявлению лауреатов.

В этом году на премию претендовали спектакли из самых разных уголков России: Ханты-Мансийска и Орла, Петербурга и Казани, Москвы, Иванова, Новосибирска и других городов. Большую часть из них и показали в течение 10-дневного форума. Гости фестиваля увидели водевиль «Медведь» (Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева), мюзикл Евгения Загота по роману Ремарка «Три товарища» (Музыкальный театр им. Ф.И. Шаляпина), остросюжетный «Остров сокровищ (Ивановский музыкальный театр), хип-хоперу «Флешка, рэп и любовь» (Татарский государственный театр драмы и комедии им. Карима Тинчурина), «Хозяйку Медной горы» в стиле фэнтези (Театральная компания Глеба Матвейчука), мюзиклы «Яга» (орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство»), спектакль по северным сказкам «Лунная история» (концертно-театральный центр «Югра-Классик»), мюзикл «Сказка странствий» (детский музыкальный театр «Карамболь»). Хозяева фестиваля представили на суд публики музыкально-драматический спектакль «Два благородных дона» (Самарский академический театр драмы им. М. Горького), который безоговорочно победил в борьбе за симпатии публики – он стал лидером зрительского голосования.

Лауреатом гранд-премии, обладателя которой определяет президент «Музыкального сердца театра» Максим Дунаевский, стал Марк Розовский, постановщик первой отечественной рок-оперы «Орфей и Эвридика», знаменитой «Истории лошади» в БДТ, в своем творчестве не раз обращавшийся к музыкальному спектаклю. Марк Григорьевич в ответном слове отметил, что свои первые опыты он с соавторами называл «музыкально-литературные композиции», дабы избежать полузапрещенного (а может, и неизвестного в те годы) слова «мюзикл». «А сегодня уже и Шнитке наш человек!» – продолжит он, отметив, что за 50 лет жанр продвинулся вперед весьма стремительно. Режиссер призвал коллег уходить от развлекательности, поднимать социально значимые темы и не бояться даже трагичных.

Но уже и сегодняшний список лауреатов показывает, что театр не боится неудобных, каверзных тем, готов работать со сложным музыкальным материалом. Ирина Брондз, художественный руководитель санкт-петербургского детского театра «Карамболь», сказала, что студенткой консерватории бегала на концерты музыки Шнитке, когда зал был окружен конной милицией, а сегодня преобразовывает музыку Шнитке в мюзикл: философская «Сказка странствий» стала победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и подростков».

Мюзикл не боится отойти от академических форм: есть компания, которая делает спектакли в стиле рэп, а на фестивале показали спектакль в стиле хип-хоп из Казани. Не боится мюзикл и новой драматургии: так, для создания либретто спектакля «Яга» пригласили молодого драматурга Марию Малухину, чьи пьесы с успехом идут в драматических театрах. Такое «раздвижение» привычного круга авторов (в обозначенном жанре он крайне узок) играет на руку жанру, развивает его. То, что «Яга» осталась без приза, расстроило некоторых экспертов премии, которые в личных разговорах с корреспондентом «НГ» отмечали высокий уровень спектакля.

Возможно, именно на последнем этапе очень продуманная система голосования (читайте о ней в интервью продюсера и руководителя премии Дмитрия Калантарова – см. «НГ» от 07.11.24) дает сбой. Чуть менее 20 спектаклей должно посмотреть около 150 академиков «Музыкального сердца театра». С одной стороны, это дает объективный результат, с другой – этот процесс довольно сложно поддается контролю. Судя по тому, что практически все призы ушли двум спектаклям, которые поставили корифеи жанра, голосуют, быть может, за проверенных, тех, кто точно не подведет, не углубляясь в тонкости.

Это наблюдение ни в коей мере не призвано снизить триумф Красноярского музыкального театра и петербургского «Театра на Садовой». Сибирский «Орел и Ворон» (режиссер Дмитрий Белов) стал абсолютным чемпионом премии и победителем в номинации «Лучший спектакль большой формы». «Айсвилль» (режиссер Алексей Франдетти) забрал другую половину призов, включая «Лучший спектакль малой формы». Мелькнули «Бременские музыканты» из Театра им. Моссовета – Валерий Яременко был отмечен как «Лучший исполнитель роли второго плана» за Гениального сыщика, а также петербургские «Три товарища» – «Лучшей исполнительницей главной роли» была признана Вера Свешникова за образ Пат. 

На заключительном круглом столе, который был посвящен продвижению музыкальных спектаклей, возникло очень дельное предложение: составить базу спектаклей, чтобы зафиксировать жанр в его развитии. Задача весьма трудоемкая, но результат был бы впечатляющий. «Музыкальному сердцу театра», сегодня уже не просто премии и фестивалю, но институции, которая занимается продвижением жанра, образованием артистов, режиссеров, композиторов, создает платформу для идей и их реализации (в один из заключительных дней прошел питчинг новых проектов), есть куда стремиться.

Самара–Москва


Читайте также


"Голос флейты" выражает время

"Голос флейты" выражает время

Марина Гайкович

Одноименный фестиваль прошел в Нижнем Новгороде

0
2229
Сбер наградил премиями двигателей российской науки

Сбер наградил премиями двигателей российской науки

Андрей Гусейнов

Банк особо отметил ученых, применяющих искусственный интеллект в исследованиях

0
2686
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
7547
Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Так есть ли отмена русской культуры в киноиндустрии?

Российский артист впервые номинирован на "Золотой глобус", и этому никто не сопротивляется

0
6717

Другие новости