Люди и маски в спектакле «Извините, можно выйти?». Фото агентства «Москва»
Подростковая аудитория в театре – самая сложная. В добровольно-принудительном порядке приводить школьников на дистиллированную классику давно признано малопродуктивным. Но на какой спектакль подростки захотят и смогут прийти сами, если обычно сегмент «для детей» заканчивается по возрастному интересу где-то в районе 6–8 лет, а дальше начинаются спектакли для взрослых? В последнее время театры стараются найти особую нишу подростковому театру, и удается это там, где эксперимент представляется не только не страшным, но необходимым.
В Театре кукол имени Образцова в минувшем сезоне впервые появился спектакль-променад «Я больше не играю в куклы» (режиссер и автор пьесы Ксения Садовски). Зрители в рамках сюжета проходят «заповедный» маршрут, на который не попасть из зрительного зала, – по закулисью. Проводник, голос в наушниках, обычный подросток, который устроился подработать в гардероб, чтобы накопить на мопед, и однажды заблудился в коридорах театра. Зрители вместе с ним проходят по всем внутренним этажам здания вплоть до чердака и рубки звукорежиссера, слушая разные байки и легенды о театре, а в финале оказываются как будто бы ночью в знаменитом музее театра со множеством кукол за витринами. Это был первый эффектный опыт театра с форматом, когда не заскучает никто, потому что театр вдруг открывается не как регламентированное место, а как дорога приключений, в прямом смысле полная загадочных поворотов.
В новом сезоне появился еще один опыт на камерной сцене – «школьный хоррор с куклами и масками» «Извините, можно выйти?» (режиссер Марсель Смердов, драматург Лара Бессмертная). Написанная на основе разговоров с подростками документальная пьеса показывает недружелюбный мир глазами подростка: от населяющих его фигур действительно идет холодок по коже. Мальчик переходит в новую школу и сталкивается с волной буллинга – травлей одноклассников и невниманием учителей. Обезличенность и в то же время монструозность окружающих выражена масками, схожими с итальянскими дель арте, и измененными голосами. Маски закрывают верхнюю часть лица актеров, оставляя рот открытым и акцентированным (как в психологическом тесте, когда выраженный рот человека на рисунке ребенка кричит об исходящей эмоциональной опасности, агрессии). Маски выполнены в школьной гамме – в клеточку у учеников и с острыми линейками геометрических треугольников у учительницы, у которой они словно змеи Медузы-горгоны торчат из головы. Спектакль скорее драматический с включением масочных и кукольных приемов: когда разыгрываются сложные эмоциональные сцены, подключается кукольное остранение. Остроумно решена школьная драка – в духе балаганного боя петрушек на ширме. Метафорически изображены человек-функция охранник с камерой видеонаблюдения вместо головы и повариха в столовой с накладным многоруким телом. Игра с масштабами и фактурами включается, и чтобы сценически выразить фантастическое – с Ленькой (Александр Городиский) знакомится школьный дух, впитывающий все горести и обиды детей, фиолетовое лоскутное облачко, напоминающее Плаксу Миртл из «Гарри Поттера». Но все поворачивается в русском изводе: это скорее волшебный помощник, который помогает герою осознать, что отвечать насилием на насилие – это не выход. Спектакль придуман таким образом, что в безопасной ситуации наблюдения со стороны зрителю можно «прожить» ситуации, которые в жизни могут закончиться психологической травмой. Без скидок показаны и взрослые – с полным отсутствием эмпатии и уничижительными присказками в каждом обращении. Но актеры настолько обаятельно играют всех условных злодеев, что высмеять пороки удается «на отлично».
В театре для подростков особенно важна тема. Именно посыл спектакля может стать моральным компасом, в художественной, не прямолинейно морализаторской форме более доступным для осмысления. В театре «Шалом» вошел в репертуар «Добрый властитель быков», выросший из дипломного спектакля в мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ. Постановка по голландской литературе созвучна миссии «Шалома», говорящей в том числе о религии на современном языке и о ее присутствии в жизни светского общества. Сюжет касается еще одной деликатной темы – домашнего насилия в семье. Действие происходит в Нидерландах после Второй мировой войны. Главный герой впервые видит, как его отец, вроде бы глубоко религиозный человек, чтущий церковь, вдруг поднимает руку на мать, переворачивая таким образом сознание сына. Значит, говорить о том, что достойно человека, а что нет, и применять мораль в жизни можно по-разному; то, как расходятся теория и практика, повергает ребенка в первый экзистенциальный шок, который еще и накладывается на переживания первой любви. Режиссер Саша Золотовицкий помещает непростую историю в легкий и ироничный жанр гранж-концерта, приправленного блестками чаемой сказки. Деспотичный отец семейства оказывается посрамлен, проучен, и в этом нелегком деле Томасу (Константин Фридовский) помогают его воображаемые друзья – Иисус в образе хиппи, ангелы-хранители и более реальная, но с магическими способностями соседка по кварталу, пережившая смерть мужа во времена Сопротивления и точно знающая, что есть добро, а что есть зло. Законы игры и фантазии помогают подростку преодолеть страх, и выхолощенная от них жизнь мальчиком нехотя, но заново подчиняется, насыщаясь верой в чудо и торжество справедливости.
В инсценировке «Эдгар По. Следствие» (режиссер и художник Амир Ерманов) в Московском театре кукол исподволь дана важная тема призвания, но главное здесь захватывающая фантасмагория кукольного детектива в модном сегодня жанре тру-крайм. Биография первооткрывателя таинственного жанра скрещена с одним из его знаменитых рассказов «Убийство на улице Морг». По (его выразительно играет приглашенный артист экс-театра Романа Виктюка Александр Семенов) пробует опубликовать свой дебютный рассказ, но словно сам становится частью его закрученного сюжета. Куклы (почти все остальные действующие лица) решены в полный человеческий рост и подобие, отчего навевают ужас, особенно когда их состояние становится и вовсе пограничным: то покажется оторванная поющая голова, то тело отправится в «хоре» свечей в мир иной. Вороны, лошади, монахини и огромная горилла – все смешалось в готическом карнавале.
На зыбкой грани между воображением и реальностью разыгрывается и премьера МТЮЗа «Парк развлечений им. Фокса Микки». Режиссер Юлия Беляева (в свое время она одной из первых в Москве поставила в театре «Сфера» замечательную трилогию о Простодурсене) инсценировала повесть Саши Черного «Дневник Фокса Микки», создав пронзительное, смешное и грустное повествование о вселенной собак. Мистер Фокс пишет дневник, сочиняет стихи, снимает настоящий фильм вместе со своими друзьями – болонкой, пуделем, таксой, кошкой и птичкой (у каждого найден свой неповторимый характер и амплуа, притом что костюмы актеров ни разу не намекают на зооморфность персонажей!). Героиня его сердца – недосягаемая и прекрасная девочка Зина, его хозяйка, которая однажды уезжает, а в другой раз теряет своего четвероногого друга, принося ему сердечные страдания. Но его преданность не иссякает, только тоска становится сильнее. Илье Созыкину (Фокс) удалось сыграть в детском спектакле такую боль и элегию любви, что спектакль воспаряет очень высоко и говорит о чем-то большом, непознаваемом, но нужном каждому.