На бис прозвучал фрагмент Танго в исполнении всех участников концерта. Фото предоставлено пресс-службой Нижегородской филармонии
В Нижегородской государственной академической филармонии им. Мстислава Ростроповича прошел VI фестиваль «Голос флейты». Форум объединяет профессиональное сообщество и представляет спектр сочинений для флейты. Финалом фестиваля в этом году стала мировая премьера Танго Дениса Хорова.
Фестиваль появился благодаря инициативе директора симфонического оркестра филармонии флейтиста Андрея Малых. Свой день рождения (14 декабря) он часто отмечал в кругу единомышленников не застольем, но концертом, главной героиней которого была, конечно, флейта. Директор филармонии Ольга Николаевна Томина предложила нарастить масштаб. На первый Малых пригласил известную флейтистку, лауреата международных конкурсов, исполнителя с менеджерской хваткой Ирину Стачинскую, и со второго фестиваля она присоединилась к Андрею Валентиновичу как партнер по художественному руководству. По словам Ирины, за минувшие годы в Нижнем Новгороде выступило около 25 флейтистов, которые представляют не только столицы, но и регионы.
Флейта – инструмент популярный: конкурс в профессиональные учебные заведения достигает 8–10 человек на место, а то и больше. Не последнюю роль в этом играют фестивали, популяризирующие инструмент, но и одновременно демонстрирующие его выразительные возможности, на практике показывая, что флейта выходит далеко за рамки оркестровой краски. Самый известный форум – «Виртуозы флейты», который проходит в Мариинском театре. Немало престижу инструмента послужил и Международный конкурс им. Чайковского, где к традиционным номинациям добавились духовые инструменты. Золотой медалист последнего конкурса Софья Виланд как раз выступила в заключительном концерте фестиваля.
Говоря о концепции «Голоса флейты», Ирина Стачинская поясняет, что она, с одной стороны, направлена на профессиональное сообщество, с другой – работает на репертуарный вектор. На фестиваль каждый год приезжают знаменитые солисты, которые не только выступают с концертами, но и дают мастер-классы. Первый концерт этого года играли дети: в Малом зале филармонии выступили юные флейтисты из Казани, Перми, Москвы, Нижнего Новгорода. Таким образом, в Нижнем объединились и новички, и педагоги, и состоявшиеся музыканты. «Наша задача – двигать сообщество. Мы стараемся делать так, чтобы было и интересно, и полезно. Я бы сказала, это создание правильного звукового пространства: мы хотим показать все лучшее, что есть в нашем сегменте», – говорит Стачинская.
По словам Стачинской, на мероприятия «Голоса флейты» приезжает профессиональная публика из других городов.
Говоря о репертуарной линии, Ирина отмечает: «Флейта как инструмент не имеет лимитов, и мы своим примером это показываем. Наш фестиваль дает понимание, что флейта отвечает на все социальные запросы общества. Напрасно думать, что флейта – это только Птичка из «Пети и волка» или «Шутка» Баха, мы ломаем эти шаблоны. Композиторы всегда отражают то, что происходит в жизни. Они пишут актуальную, значимую для общества музыку. У флейты есть возможность выходить за рамки своего шаблона и говорить на разные темы».
Как отметила Стачинская, в программу заключительного вечера вошел Концерт для флейты с оркестром современного композитора Фазыла Сая – это своеобразный турецкий эпос. «Сочинение начинается с восхода над Босфором, продолжается как томная арабская ночь, и наконец в третьей части, где звучит басовая флейта, появляется образ воинственной скачки, – рассказывает Стачинская. – Другой пример – Баллада швейцарца Франка Мартена, которая написана в 1939–1941 годах: композитор очень остро прочувствовал свое время. Я большая поклонница Мастерской Петра Фоменко, дружу с этим театром. Там мы смотрели спектакль по пьесе Ионеско «Носорог», и мне кажется, у Мартена очень схожее ощущение того, как личность противостоит тоталитарному режиму».
Концерт Сая должен был играть Бюлент Эвджиль, турецкий флейтист, который по личным обстоятельствам вынужден был, не доехав из Москвы до Нижнего, вернуться домой. Ситуацию спасла Ирина Стачинская, она выучила сложную пьесу за три дня. А сочинение, с которым Эвджиль должен был выступить в камерном вечере, сыграл Александр Гагаринов (Киров).
Еще одно кредо фестиваля – избегать хитового репертуара, но найти интересные и неизбитые партитуры, которые никогда не звучали в Нижнем Новгороде. Иные пьесы – например, Концерт Сая – и в России звучали один-два раза.
Заключительный концерт, где исполнялись сочинения для флейты и симфонического оркестра, проходил в Кремлевском зале филармонии. Предназначенный для партсобраний зал ждет реконструкция, пока же его можно увидеть именно таким, каким он был 50 лет назад, на премьере Первой симфонии Альфреда Шнитке (в этом сезоне партитуру исполнили в оперном театре, см. «НГ» от 23.09.24).
В концерте были представлены солисты оркестра Нижегородской филармонии, за пультом которого в этот вечер стоял дирижер Владимир Стачинский. Андрей Малых солировал в изящном Концертино Шаминада, а слаженный дуэт Елены Платицыной и Александра Гагаринова исполнил Rondo brillante Фюрстенау.
Алексей Мазур из Москвы представил публике Концертное соло № 6 (или Итальянский концерт) французского композитора Жюля Деммерсемана. А Софья Виланд блеснула виртуозностью, исполнив Балладу и танец сильфов датского флейтиста Йохима Андерсена. Ирина Стачинская, заменившая солиста в Концерте Сая, исполнила также Балладу Мартена и Танго Дениса Хорова. То, как Стачинская справилась с выпавшей ей трудной задачей, профессионалы оценили по достоинству. Крайне сложные и технически, и эмоционально пьесы прозвучали в ее исполнении выразительно – так, что были ощутимы и ориентальные образы Концерта Сая, и боль, запечатленная Мартеном в Балладе.
Танго Хорова, где Стачинская играла в дуэте с аккордеонистом Александром Ведерниковым из Хабаровска (на бис фрагмент исполнили все участники концерта), триумфально завершило фестиваль. В духе Пьяццоллы, с терпкой темой, поддержанной изысканной оркестровкой, Танго, казалось, должно было отвлечь, если вспомнить слова Стачинской, от социального запроса. Однако талантливый композитор в сдержанной и печальной медленной части или у ударных в финальном аккорде все же не оставил жанр вне времени.
Нижний Новгород – Москва