0
2170
Газета Культура Интернет-версия

16.03.2025 18:15:00

"Идиот" или сны о России

Спектакль по роману Достоевского в постановке Владислава Наставшева – самая острая премьера сезона

Тэги: театр вахтангова, владислов наставшев, стиль, премьера, идиот, рецензия


театр вахтангова, владислов наставшев, стиль, премьера, идиот, рецензия Вокруг Настасьи Филипповны идут нешуточные игры. Фото со страницы театра имени Евгения Вахтангова в «ВКонтакте»

Владислав Наставшев – режиссер с четким, узнаваемым почерком, его стиль сочетает европейскую эстетику нуара, где прекрасное идет рука об руку с ужасным, с психологизмом русского театра. На камерной сцене Вахтанговского театра режиссер уже поставил «Повесть о Сонечке» Цветаевой, но при всей изысканности формы, злободневности содержания (время действия – военно-революционная разруха) режиссер не нашел тогда с артистами органичную интонацию, которая бы без наигрыша выражала его стиль меланхоличной иронии. В инсценировке «Идиота» сошлось все: убедительная трактовка, актуальность на острие ножа и достоверная игра артистов, балансирующих на грани магического реализма.

Для сценического мира Наставшева (режиссер всегда автор и оформления, и музыкального ряда) характерна не только выразительная кинотеатральная стилистика, но и игра с инфернальным началом. Главные герои его спектаклей (не только в драме, но и в опере) нередко оказываются инаковыми романтиками, занимающими позицию стороннего наблюдателя, соглядатая. В «Идиоте» режиссер впрямую, даже незавуалированно, задает такую исходную позицию. Князь Мышкин, приехавший из Швейцарии, где провел несколько лет, Россию наблюдает в жанре реалити-шоу, фильма, который он смотрит из зрительского кресла (внутри портала сцены еще одна покосившаяся рамка, как от киноэкрана, а также об этом говорит и возникающий световой занавес). И фильм этот – остросюжетная драма.

Режиссеру удалось не только цельно перенести на сцену роман с выделанными характерами и сюжетными линиями, несмотря на купированность, но и насытить его иными подтекстами, впрочем, скорее развивающими заложенную антитезу. Из густонаселенного романа оставлено всего четыре персонажа. Две пары. Князь Мышкин и Аглая Епанчина, из генеральского семейства, Настасья Филипповна Барашкова, бывшая содержанка богатого купца, и Парфен Рогожин, который мечтает ее заполучить. Сужение круга действующих лиц задает угол зрения: кинодрама, конечно, будет о любви – в самом кровавом ее изводе. За Настасью Филипповну идут нешуточные игры и ставки, точнее сказать, она сама их вокруг себя и устраивает. В трактовке режиссера femme fatale не только победительная сердцеедка, но актриса по своей сути. Она играет и вконец заигрывается. Роль главной героини Достоевского исполняет заслуженная артистка Анна Дубровская. И это неожиданное на первый взгляд назначение раскрывает себя не сразу: ее Настасья Филипповна зрелая женщина, этакая обезумевшая чеховская Аркадина, которую она, к слову, и цитирует однажды. Она, надломленная, отравленная и совращенная с юности, впивается в нравственную чистоту Мышкина, как вампир, а Рогожиным «закусывает», как водку черным хлебом – за неимением лучшего. Она настоящее исчадие ада. Вздыбленный помост поверх сцены «проеден» мхом и разложением времени, и Настасья Филипповна появляется снизу из зияющих дыр в рыжевато-огненном свете пламени преисподней, расшвыривая деньги из «приданого».

Рогожин ей вторит: темный бес, мелкий черт, он появляется в черном котелке, но подвязанный бечевкой, из-под сцены, его волосы гладко прилизаны, а острые скулы обнажают суровый нрав. Свое звериное желание обладать этой языческой богиней Рогожин распаляет до крайности и потери человеческого облика, то готовый пресмыкаться перед нею, то радующийся своей насильственной власти. Эта роль – большой дебют артиста Павла Юдина, у которого получилось создать страстный и отталкивающий мужской образ, абсолютно совпадающий с духом героев Достоевского, у коих нет морального дна, и в то же время витальность из них выплескивается через край и имеет хоть и негативное, но все же обаяние.

Безумие и «наслаждение позором» Настасьи Филипповны и демонизм Рогожина, мучающих друг друга унижением, взаимной ненавистью, но и зависимостью – аллегория катастрофы, на которую и смотрит из своего бархатного кресла князь Мышкин, оказавшийся втянутым в морок их извращенных отношений до такой степени, что ощущает телом торжество смерти и распада. Так что берется собой на диване у Рогожина повторить абрис гольбейновского «Христа во гробе». Мышкин становится жертвой манипуляций, его раздирают: каждый хочет света и прощения. Но он бессилен.

Атмосфера сюрреализма, бесприютности и «скопище истлевшего» явлены в сценическом павильоне, который только к третьему акту принимает реалистический вид респектабельной гостиной, а в первые два сновидческие образы определяют картину. (Кстати, четко разбитые на три часовых с лишним акта части, складываясь в объемное полотно, отнюдь не утомляют, а, как в хорошем детективе, оставляют аппетит для продолжения.)

Арки без дверей, к которым нужно искать ключи, чтобы выйти, дверные звонки, охраняющие зияющую пустоту, обрыв помоста, из-за которого поднимается грозовое небо, подсвеченное как в фильме ужасов. Статуарность мизансцен среди сюрреалистической декорации подчеркивает почти оперную патетику спектакля с буйством страстей и накалом чувств, в финале приводящих зрителя к катарсису. Актеры существуют в экзальтированном регистре, но, на удивление, взнервленные интонации органично укладываются в предлагаемые обстоятельства: по задумке режиссера все происходит словно в старой экранной драме, где все слишком, все через край, как в немом кино, где неожиданно включили звук, а гротеск остался.

Мышкин, каким его играет Константин Белошапка, поначалу кажется ходульным персонажем из-за неестественного тембра голоса, который артист искусственно изображает. Писклявый ребячливый голос как будто недостаточно отражает нервическую сущность Мышкина, с этим почти до финала не соглашаешься. Но странное дело: когда князь начинает говорить о Боге, артист наконец раскрывается, и его истовость заставляет проникнуться: возникает если не глубина образа, то ощутимая вертикаль, за которую артист и отвечает в этом спектакле «заваленного», пустынного горизонта. Ясно, что Мышкин тут скорее ребенок, смотрящий непонимающими глазами на этот извращенный, вывернутый наизнанку мир.

Вместе с Аглаей они составляют пару аристократии, русской интеллигенции в противовес нуворишеской «чете» Рогожиных. Аглая (Полина Рафеева) представлена высокомерной куклой, в сновидении Мышкина она как статуя – прекрасна, горделива и холодна (в таком образе ожившего золотого изваяния она выходит исполнить свое вокальное соло). Аглая все повторяет, что еще многое нужно успеть сделать, что хочет она в Европу, и отчаянно бежит, бросив чемодан, – по замкнутой движимой дорожке, проходящей через сцену как в эффекте киномонтажа, – желая сбежать из России, подальше от ее глубинного богооставленного народа. Наотмашь выкрикивает она Мышкину, что она только посмеется, если он заговорит с ней о том, что мир спасет красота.

Мышкин смотрит эти сны о давно забытой России, сам пребывая в ужасе и в пике своей душевной болезни. Агония бушует по обе стороны рампы, по обе стороны границы. 


Читайте также


Марк Уолберг хулиганит на борту самолета

Марк Уолберг хулиганит на борту самолета

Наталия Григорьева

Высоко в небе герой пакостит, даже будучи в наручниках

0
2336
"Золотой петушок" Римского-Корсакова показали в Нижегородском оперном театре

"Золотой петушок" Римского-Корсакова показали в Нижегородском оперном театре

Марина Гайкович

Да здравствует сюрприз

0
1948
Опера "Андре Шенье" впервые поставлена в Москве

Опера "Андре Шенье" впервые поставлена в Москве

Марина Гайкович

Высокие чувства на фоне кумача

0
5629
В "Мастерской Петра Фоменко" вспомнили "Аркадию" Тома Стоппарда

В "Мастерской Петра Фоменко" вспомнили "Аркадию" Тома Стоппарда

Елизавета Авдошина

О любви и втором законе термодинамики

0
4903

Другие новости