0
246
Газета Культура Интернет-версия

18.06.2025 13:42:00

Балетная классика на фестивале в Казани

Международный фестиваль имени Рудольфа Нуриева собрал в майской Казани звезд балета и поклонников хореографического искусства


Фото предоставлено пресс-службой театра

Фестиваль классического балета проходит в столице Татарстана уже тридцать восьмой раз. Традиция проводить большой парад балетных спектаклей существует в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля с 1987 года. В 1992 году Казань посетил Рудольф Нуриев (по-татарски его фамилия пишется именно так), а с 1993 года вскоре после кончины знаменитого танцовщика фестиваль носит его имя. За годы сложился определенный канон программы. На открытии обычно показывается премьера, далее идут любимые балеты, завершается все гала-концертом с участием приглашенных звезд. В этот раз фестивальная премьера, «Лебединое озеро» в постановке Владимира Викторовича Васильева, была показана ранее, в день рождения знаменитого артиста и хореографа, вместо традиционного гала-концерта на сцене Татарского театра оперы и балета впервые выступили учащиеся Московской государственной академии хореографии, а финальной точкой стали гастроли театра Донбасс-опера с балетом «Война и мир» на музыку Владимира Овчинникова.

Владимира Васильев, чье 85-летие отмечается в этом году, с Татарским оперным театром дружит уже давно. Как хореограф он ставил здесь свои авторские балеты: в 2015 году – «Dona nobis pacem» на музыку си минорной мессы И.С. Баха, а в 2020 – «И воссияет вечный свет» на моцартовский Реквием. Обращение мастера к одному из символов мирового балета, «Лебединому озеру» Чайковского, – особая страница в жизни знаменитого танцовщика. Постановка этого шедевра Васильевым в 1996 году на сцене Большого театра вызвала в свое время резонанс, собрав противоречивые мнения и суждения. В марте этого года собственная редакция «Лебединого» была представлена Васильевым в филиале балетной школы Большого театра в Бразилии, а в апреле новую версию известного балета можно было увидеть в Казани и Большом театре, в котором был осуществлен специальный премьерный показ.

Среди классических балетов «Лебединое озеро» – один из лидеров по количеству интерпретаций. Появившаяся уже после кончины Чайковского на сцене Мариинского театра версия Иванова–Петипа стала отправной точкой для разных фантазий, вплоть до самых радикальных. Владимир Васильев в своем спектакле остается верен классике, по-своему переосмысливая сюжет и несколько иначе расставляя акценты. Злой гений Ротбарт – не просто мрачный колдун, а темный антагонист принца Зигфрида. На музыку исполняемого обычно при закрытом занавесе Пролога Васильев ставит сцену, где черный герой тщетно пытается добиться взаимной любви Одетты, превращая ее в птицу (героиня делает характерные взмахи из «Умирающего лебедя» Фокина). Дальше в целом все идет согласно известному сюжету, но со своими вариациями. Первая картина превращена в народную сцену, гуляние по поводу совершеннолетия Зигфрида, появляющегося на празднике вместе со своими друзьями, среди которых особенно выделяется Бенно, танцующий виртуозную вариацию (Васильев ставит этого персонажа вместо более привычного шута, развлекающего народ).

Вторая картина, озеро лебедей и встреча принца с заколдованной девушкой оказывается ближе всего к классической версии с сохранением адажио Одетты и Зигфрида и эталонного «Танца маленьких лебедей», прочно ассоциирующегося с «Лебединым». А вот в третьей картине происходят изменения. На дворцовом балу сначала появляется Одетта, танцующая «Русский танец», затем возникает колдун с Одиллией (черное па-де-де оказывается поделено между Зигфридом и Ротбартом), превращающейся в самом финале, после измены принца, в страшную горбунью. Финал балета решен Владимиром Васильевым в оптимистическом ключе, вернувшийся на озеро принц метким выстрелом из арбалета убивает злодея и снимает заклятье со своей возлюбленной.

Используя в своей постановке лексику классического танца Васильев создал эмоциональный и выразительный спектакль, требующий от исполнителей особой выносливости и виртуозной техники. Балетная труппа с честью справилась со всеми сложностями. Танцевавшая главную роль в обеих фестивальных показах Кристина Андреева-Захарова показала не просто уверенную и стабильную технику, но и умение пластически перевоплощаться в разных героинь – ее Одетта в лебединых сценах и Одиллия на балу отличались остротой жеста, разным уровнем экспрессии. Особенно хорошо Кристине удалось передать игривость и кокетство Одиллии а также «фарфоровую» красоту и изящество в «Русском танце», ставшего не просто вставным номером в сюите «народных танцев», но и частью сюжета. Принц Зигфрид в исполнении бразильского артиста Вагнера Карвальо как и положено оказался пылким героем, восторженным рыцарем, с легкостью парящим по сцене, технично справлявшегося со всеми вариациями. Его антагонист Ротбарт в исполнении Ильнура Гайфуллина, с одной стороны демонстрировал резкие и хищные жесты, а с другой – повторял движения главного героя. Особенно это было явно в сцене бала, где Васильев «поделил» черное па-де-де на троих. Ротбарт на равных включался в танец с Одиллией, по замыслу постановщиков представляющей иллюзию, которой поддается принц (момент появления колдуна с Одиллией даже чем-то напоминал сцену Спаланцани с куклой Олимпией из «Сказок Гофмана»).

Из остальных персонажей отдельно нужно отметить Олега Ивенко, танцевавшего партию друга Зигфрида Бенно c его блестящими, искрометными пируэтами в первой картине и легкими прыжками в третьей. Выразительные костюмы Татьяны Кондрычиной эффектно смотрелись на фоне видеопроекций художественных работ самого Владимира Васильева. Хореограф профессионально занимается художественной практикой с 2006 года, создавая наполненные выразительными цветовыми сочетаниями полотна. Холодные, голубые тона узнаваемого в общих чертах озера и руин соседствовали с красными и оранжевыми вспышками дворцового бала. Оркестр под управлением Андрея Аниханова порадовал высоким классом игры, продемонстрировав интонационную слаженность, передав весь симфонический масштаб партитуры.

Премьерные показы «Лебединого озера» задали тон всему фестивалю, ориентированному, прежде всего, на сохранение классических традиций. Этому был посвящен и состоявшийся в рамках «Нурииевского» круглый стол «Новый взгляд на шедевры мировой хореографии», с участием авторитетных балетоведов и критиков, и блистательный концерт Московской академии хореографии, и собранные в афишу балетные спектакли разных лет. Ведь любые, даже самые талантливые новаторские течения не могут существовать без опоры на традицию. И представленный в Казани полюс консерватизма в сочетании с высочайшим профессионализмом – важная составляющая на театральной карте нашей страны.

Казань – Санкт-Петербург


Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
1022
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1135
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
372
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1525

Другие новости