Выставочный проект беспрецедентен с точки зрения охвата творчества художников 1920-1930-х годов.
Фото Министерства культуры и туризма Московской области
В музее «Новый Иерусалим» в подмосковной Истре проходит масштабная выставка «Свет между мирами» – совместный проект с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана, посвященный советскому, узбекскому и русскому модернизму 1920–1930-х годов. В экспозиции – свыше 160 живописных и графических работ более 40 художников, в том числе Александра Волкова, Соломона Никритина, Александра Шевченко, Климента Редько и др., из коллекций музея «Новый Иерусалим» и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Нукусского музея).
«Сближение России и Узбекистана сегодня идет по многим направлениям: в экономике, науке и образовании, в сфере туризма и гостеприимства и, конечно, в области искусства, – отметил губернатор Московской области Андрей Воробьёв. – Творчество всегда объединяет, особенно когда есть общая история, прочные культурные связи, взаимопонимание и поддержка между нашими народами. Уверен, что совместный проект «Свет между мирами» поможет укрепить дружбу России и Узбекистана, будет интересен как знатокам и ценителям искусства, так и тем, кто впервые приехал к нам в «Новый Иерусалим».
Экспозиция выстроена как последовательность тематических разделов, отражающих поиски художников 1920–1930-х годов. В разделе «Мастера нового Востока» представлены работы, создающие образ Востока и национального модернизма (Александр Волков, Николай Карахан, Елена Коровай, Надежда Кашина и др.). «Лица времени» посвящены портрету как хронике эпохи и исследованию типажей нового общества. «Метафизика 1920–1930-х» обращается к философским поискам Климента Редько и Соломона Никритина, которые были не только практиками, но и теоретиками. Их интересовали стремительные перемещения человека во времени и пространстве, борьба индустрии и природы, напряжение космических и земных сил, колебания радиоволн. Работая с современным сюжетом, они углубляют его несколькими символическими измерениями, включая вечность и время. Изображенные на полотнах фигуры пронизаны внутренним свечением – электрическими лучами времени.
Раздел «Открытие нового мира. Объединение «Цех живописцев» посвящен художникам, отстаивавшим значимость станковой живописи как носителя духовного опыта и подлинных смыслов истории на фоне увлечения индустриальным производством и дизайном. Среди этих авторов, чьи работы представлены на выставке, – Александр Шевченко, Ростислав Барто, Николай Витинг и др.
Выставка задумана как встреча двух крупных музейных коллекций искусства XX века. Оба собрания формировались в условиях, когда многие произведения искусства оставались вне официального культурного поля. Так, создание коллекции искусства XX века в музее «Новый Иерусалим» началось с 1977 года, когда музей еще находился на территории монастыря и носил название Московского областного краеведческого. Комплектование фондов работами художников XX столетия происходило с чистого листа и было делом частной инициативы сотрудников музея, некоторые из них и сегодня продолжают свою деятельность.
«Значимость выставки в ее важнейшем вкладе в осмысление художественного наследия ХХ века, – отметила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова, побывавшая на открытии выставки. – Это время, когда искусство пыталось осознать те социальные преобразования, которые происходили в обществе. Здесь представлены произведения модернизма 1920–1930-х годов, и каждое из них – это разнообразный язык и философия того времени. Все работы несут в себе что-то новое, приоткрывают некий занавес того, что нам, может быть, не было известно».
«Ценность выставки в том, что она родилась благодаря совместному сотрудничеству музея «Новый Иерусалим» и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Это не просто дипломатический шаг в сфере культуры, это наше стратегическое сотрудничество в гуманитарной сфере», – добавила Татьяна Голикова.
Проект привлечет большое количество посетителей – как ценителей искусства модернизма, так и любителей талантливой живописи независимо от жанра, отмечали высокие гости на открытии экспозиции. «Мне посчастливилось лет 7–8 назад присутствовать на открытии похожей в чем-то выставки в Пушкинском музее Государственного музея из Нукуса и Пушкинского. Я знаю не понаслышке, какая была посещаемость. Сколько было удивленных посетителей. И, безусловно, после той выставки друзей узбекской культуры стало намного больше», – рассказал помощник президента России Владимир Мединский.
«После этой прекрасной выставки, которую нам посчастливилось открыть сейчас, друзей Узбекистана станет еще больше, – уверен он. – Нас соединяют многовековые исторические связи, которые основаны на соседстве, уважении друг к другу, любви к общей культуре, к общему наследию. А теперь еще один прекрасный культурный мостик, как было сказано, который соединяет наши страны. И пусть этих мостиков, этих связей будет как можно больше».
«Выставочный проект «Свет между мирами», объединяющий два региона, отдаленных друг от друга более чем на 2000 километров, две страны, связанные общими страницами истории, – важнейший международный культурный мост, значение которого сегодня сложно переоценить, – подчеркнул министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов. – Примечательно, что проект проходит в нашем музее «Новый Иерусалим», являющемся ведущей и крупнейшей в России культурной институцией с региональным статусом и, кроме того, имеющем с Нукусским музеем созвучные коллекции поставангарда 1920–1930-х годов, интерес к которому заметно возрос в последние годы».
Одна из важнейших задач выставки «Свет между мирами» – способствовать укреплению и развитию российско-узбекского сотрудничества в области культуры и усилению социальных связей между нашими странами. «Мы с гордостью представляем шедевры из уникального собрания Нукусского музея, в котором находится одна из крупнейших коллекций русского авангарда в мире. Особенность выставки в том, что она обращена не только в прошлое – она говорит с нами и сейчас», – отметила помощник президента Узбекистана Саида Мирзиёева.
По ее словам, благодаря звуковым инсталляциям и пространственным решениям художники словно получили возможность сказать свое слово современному зрителю. «Отдельно хочу подчеркнуть значение этой выставки в контексте расширяющегося культурного диалога между Узбекистаном и Россией, – добавила Саида Мирзиёева. – Сегодня наши страны активно развивают сотрудничество, в том числе в сфере культуры, образования, креативной экономики и сохранения наследия. Мы реализуем совместные проекты, поддерживаем творчество, укрепляем инфраструктуру для культурных инициатив. Такие выставки становятся точками соприкосновения, живыми мостами между нашими народами».
«Музей «Новый Иерусалим» рад принимать в своих стенах работы из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, коллекцию, с которой наш музей роднят общие корни. Проект в полной мере можно считать беспрецедентным с точки зрения охвата творчества художников периода 1920–1930-х годов и полноты экспозиции. Это культурное событие призвано сподвигнуть широкое профессиональное сообщество на более полное прочтение истории искусства первой половины ХХ века, дополнив страницы новыми именами художников между авангардом и соцреализмом», – добавила директор музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко.
Выставка продлится до 8 ноября. В рамках проекта издается научный каталог, готовится к выпуску серия сувенирной продукции, а также сформирована программа тематических мероприятий для взрослых и детей.