0
835
Газета Культура Интернет-версия

24.06.2025 17:41:00

"Русские дикие" – выставка о прививке цветом, обновившей оптику авангарда

Варварски нежно

Тэги: музей русского импрессионизма, выставка, русские дикие, авангард, модернизм, французский фовизм, кубизм, футуризм

Online версия

музей русского импрессионизма, выставка, русские дикие, авангард, модернизм, французский фовизм, кубизм, футуризм Лейтмотивом экспозиции стала клетка. Фото агентства «Москва»

Открывшийся в Музее русского импрессионизма совместный с Пушкинским музеем проект «Русские дикие» заглавием адресует к статье Давида Бурлюка для альманаха «Синий всадник», а нутром показывает, как через цвет французские фовисты (fauves — «дикие») дали русскому искусству импульс к освобождению зрения. Из «клетки для диких», как в 1905-м критик Луи Воксель окрестил зал Матисса, Дерена, Вламинка, Марке и иже с ними на Осеннем салоне, — сейчас на свободу выпущено 113 работ из 51 музея и частного собрания.

«Он направил нас не по правильному пути, но мимо каких-либо путей. Он вывел нас из состояния самоуспокоенности», — благодарность Матисса учителю Гюставу Моро трудно переоценить, как трудно найти живописное сходство между наставником-символистом и будущим фовистом. Новаторству, даже чтившему классическое искусство, как было с Матиссом, импульс дороже копирования.

Первое и самое краткосрочное явление модернизма, французский фовизм (который стал сходить на нет уже в 1908-м) выдвинул на главную роль интерпретацию натуры взамен ее копирования, подключив к этому делу субъективность художника, выраженную радикальным обновлением оптики через палитру. Та, в свою очередь, преобразила форму, свет, отринула тени, зато привязалась, например, к резким контурам. Вышедшие на арт-сцену следом немецкие экспрессионисты тоже за основу переформатирования всего-всего приняли цвет и темперамент, но если более гармоничному «Синему всаднику» и, в частности, любимым Францем Марком животным можно отыскать рифмы и среди «русских диких», то группа «Мост» сделала из гегемонии колорита другие выводы, вытащив на авансцену внутреннюю истерзанность. Со словами Матисса, что «важнее всего — выразительность», что «точность не есть правда» согласились бы и художники «Моста», чего не сказать о матиссовских мечтах об «искусстве уравновешенности… чем-то вроде удобного кресла».

Курс новейших «-измов», символизма-импрессионизма-постимпрессионизма (и отдельно, само собой, отца современного искусства Сезанна)-фовизма и затем кубизма-футуризма, русское искусство впитало в экспресс-режиме. Разграничить влияния часто почти невозможно. Одно тянуло за собой другое, французское искусство интенсивно менялось, ветер этих перемен доносился до российских рубежей (и ощущался во время европейских поездок самих художников) нередко в виде микса. Кураторы — замдиректора Пушкинского музея по научной работе Илья Доронченков, директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова и специалист его выставочного отдела Вера Рябинина — представили, как фовизм, не исключавший иных «-измов», интерпретировался через «Дикий импрессионизм» с разъятием формы на цветные штрихи-пунктиры. Через «Дикий символизм» с цветом как эмоциональным камертоном. Через «Примитивизм» — с поправкой на то, что если европейцы увлеклись традиционным африканским искусством и японской гравюрой, то здесь источником было скорее народное искусство, хотя и Восток порой тоже — как в графичной, колористически пряной Японии у Николая Русакова (сейчас в Новой Третьяковке идет выставка «Путь на Восток» (см. «НГ» от 18.05.2025), а в Новом Иерусалиме — «Свет между мирами» (см. «НГ» от 03.06.2025), и там видно, как палитру меняла другая география — Средняя Азия). Фовизм трактуется через «Дикий сезаннизм» с переформатированием натуры через геометрию и цвет. К ним теперь примыкают «Парижачьи», штудировавшие французскость in situ. В каталожной статье Илья Доронченков рассказывает об особенностях и перипетиях восприятия фовизма в России, который критика, в общем, проморгала: «Сравнительно краткий период широко понимаемого фовизма, не отрефлексированный русской критикой той поры как поворотный этап в живописи XX века, сыграл важнейшую роль в изменении траектории отечественного искусства». Логично, что высвобождение «русских диких» из оков академического гипса проведено сквозь несколько «фильтров»-направлений: это маршрут разбирания и собирания по новой форм, известных столетиями.

Стараниями архитектурно-художественного агентства «Послезавтра» (Дима Барьюдин, Егор Ларичев) лейтмотивом экспозиции стала клетка с первыми фовистскими холстами, включая дереновскую коллиуровскую «Просушку парусов». Клетка эта открыта, и на разомкнутых ее частях возникают все новые «дикие». Вот привычные сиренево-зеленые степные мотивы голуборозовца Павла Кузнецова, а вот его куда менее ожидаемый бордово-алый холст «В кошаре». Вот «бубновые балеты» Кончаловский, Лентулов, Машков (с лежащей натурщицей, будто отпросившейся сюда отдохнуть с огромной ретроспективы в Третьяковке), Василий Рождественский с «Бильярдом», навеянным вангоговским «Ночным кафе» (его показывали на выставке «Золотого руна» в 1908-м). Вот быстро порвавшие с «валетами» Ларионов и Гончарова, одни из самых смелых живописцев и лучших колористов, утвердившие моду на примитивизм. Вот парижский период Давида Штеренберга, чей натюрморт напоминает скорее матиссовские, чем предвосхищает его собственный будущий фирменный стиль. Но вокруг ожидаемых имен — сегодня уже неочевидные, снова и снова показывающие масштаб французского влияния.

От сгинувшего в Первую мировую Иллариона Скуйе, как и от расстрелянного в 1938-м за «антисоветскую пропаганду» Бориса Царнаха мало что сохранилось, тем важнее в нынешней панораме их мужичок в синей шляпе да пастозная «Прогулка». Жена скульптора Матвеева осталась в тени мужа, и показанная теперь «Роща с розовыми стволами» дает Зое Матвеевой-Мостовой автономное место в художественном процессе. Сергей Лобанов после революции хранил в Государственном музее нового западного искусства национализированные коллекции Щукина и Морозова, но до того водился с бубнововалетцами и сам опробовал колористические акценты новой живописи.

Нынешний проект вышел и многосоставным, и удерживающим разные линии. Он — энергичный: темой, материалом, ритмом экспозиции, яркостью красок, опрокинувшихся и в каталог, с заразительной лихостью жонглирующий разноцветными фонами и шрифтами. Кроме того, экспозиционно «Русские дикие» удачно взяты в скобки современного искусства. С одной стороны, тут холст Баския и Уорхола, призванный помочь «очистить» сегодняшнее зрение, чтобы попытаться представить шок зрителей, увидевших сто с лишним лет назад фовистов и русских авангардистов. С другой — традиционный спецпроект на третьем этаже, в этот раз очень органично сюда вписавшийся. В Matisse Remix (куратор — Анна Петрова) современные художники, не копируя, развивают темы и вариации Матисса, которые выплескиваются и в керамике Кати Бочавар и Кирилла Манчунского, и в ироничных панно последнего с отсылками к фовисту.

Экспозиция прошита цитатами художников, «я был варваром — нежным и полным насилия» Вламинка — из их числа. Ведь в конце концов про «диких» можно сказать, что живописные рефлексы, ткавшие, к примеру, «таку-у-ю» кожу на картинах старых мастеров вроде Рубенса, в начале XX века оказались утрированы до крайней точки, когда все цвета разом вдруг запели главные партии. Освобождение зрения — это и попытка освобождения вообще. А нежность, так история искусства видела ее всякой, и страдальческой, и трепетной, и даже сентиментальной. Здесь — ироническая.


Читайте также


Путешествуя, фиксируй. В погоне за Карлом Брюлловым из Рима в Петербург

Путешествуя, фиксируй. В погоне за Карлом Брюлловым из Рима в Петербург

Марианна Власова

0
839
 ВЫСТАВКА  Георгий Траугот. Живопись, графика

ВЫСТАВКА Георгий Траугот. Живопись, графика

0
1161
 ВЫСТАВКА  "Дворянское гнездо. Иннокентию Смоктуновскому посвящается"

ВЫСТАВКА "Дворянское гнездо. Иннокентию Смоктуновскому посвящается"

0
1720
Свет между мирами, мост между народами

Свет между мирами, мост между народами

Георгий Соловьев

В Подмосковье проходит выставка произведений модернизма из коллекций "Нового Иерусалима" и Нукусского музея

0
3130

Другие новости