Фрагмент инсталляции «Проект 3. Краткая тропическая география», сделанной группой «Цветы Джонджоли». Фото предоставлено пресс-службой AZ/ART
Идея и форма летнего фестиваля-интенсива «Алгоритмы познания», сделанного куратором Центра современного искусства AZ/ART Александром Дашевским, – предоставить одному художнику/творческому объединению один из трех выставочных залов на один месяц. В июне начали с Платона Инфанте, Юлии Клоповой и Лилии Педак, Валерия Гриковского. В июльской смене – Елена Губанова и Иван Говорков, «Цветы Джонджоли» и Апанди Магомедов.
Поскольку фестивальный посыл относительно «художественного усилия», предпринятого, чтобы не просто сориентироваться, но «обрести уверенность» в «нестабильной повседневности», звучит сегодня утопично, то и главное, что объединяет участников-соседей, – принципиальное несходство. Тем не менее проекты складываются в триптих, чьи части объединены ландшафтами, пусть без единого горизонта и с нелинейным путешествием в разных системах координат.
Ландшафт этот разбит на много ракурсов, он буквальный, культурологический, жизненный таймлайн – а иногда так даже почти метафизический. Регистры переключаются с иронической меланхолии Губановой-Говоркова на трешевый драйв «Цветов Джонджоли» и гармонизируются раздумчивой созерцательностью Магомедова. В общем, кураторский маршрут гуманистичен.
«Пыль» Говоркова и Губановой сулит размышления о времени и о себе, не без лиризма, но прежде всего самоироничные. Серия испещренных карандашными рисунками холстов «Инвенции» открывает что-то наподобие узла воображения, плутающего между автоматическим рисунком и тенями узнаваемых форм, на которые периодически эти рисунки намекают, прежде чем их линии снова не разбегутся в неизвестных направлениях (оба художника – выпускники Репинки, а Говорков уже давно и ее профессор). Кристально прозрачной антитезой этим работам выглядит «Наблюдение движения земли на диване», где видеокамера сосредоточенно рассматривает неспешное колыхание солнечного света на коврике с оленями. Сентенция «Так проходит жизнь» незримо застряла в воздухе, получив печально-ироническое преимущество через «Славу мировую» и «Звездную пыль». На экране маленького телевизора художник небыстро рассекает морские волны на пути к недостижимому горизонту, кряхтя: «Слава… слава мировая». Рядом так же небыстро и настойчиво выбивалка бьет по старому пальто в инсталляции «Звездная пыль». Пыль мгновенно заполоняет мониторы по соседству, постепенно кристаллизуясь в звездное небо. Большое с малым все время рядом, толкаются, пытаясь установить баланс, и, вероятно, только этим он и достижим.
Артель «Цветы Джонджоли» во многом – в смысле участников и характерной экспрессии – выросла из переставшего существовать объединения «Север 7». Узнаваемая абсурдистская безбашенность послания и языка, что сегодня встречается все реже, в природе того и другого объединения. «Проект 3. Краткая тропическая география» навеян бразильским движением «Тропикалия». Космос в инсталляции громоздится из каморок-ящиков, хаотично заполненных всем на свете, часто образца полувековой давности – пластинкой Kraftwerk 1977-го, одеждой, обувью, фотографиями, объектами найденными и сделанными. Возникает ощущение вечеринки, вот-вот, скоро-скоро, но хозяин куда-то вышел на неопределенное время, вместо сценария оставив гостям «скопище знаков и осколки дискурсов». Проект воспринимаешь как модель для сборки: ты либо с драйвом тут начнешь ориентироваться, либо эта «Краткая тропическая география» останется герметичной шуткой.
«Делегаты ландшафта» народного художника Дагестана Апанди Магомедова, по определению куратора Дашевского, «посвящены экологичному художественному мышлению». То есть равную с орнаментами, испещряющими работы, роль играют материалы: бечевка, рогожка, щепы, гвозди, даже кизяк. Материальность эта подчеркнута в том роде, что «исходные данные» свою исходность не маскируют. Проволока или гвозди отбрасывают тени-узоры, крашеные щепы образуют часть ландшафта, а не только поверхность «панно». Методическое делание и медитативность этого процесса – вариант модели взаимоотношений с миром, опробованный цивилизацией давным-давно.
Понятно, что «Алгоритмы познания» к гипотетическим названиям каких-нибудь методичек относятся саркастично. В современности, где точек опоры всерьез никто обещать бы не взялся, остается вместе наблюдать.